воскресенье, 20 июня 2021 г.

Постижение мастерства. Продолжение

 2 часть. Начало - см. Молодые молодым, или как найти себя в библиотеке

Необычайное удовольствие получено участниками Школы молодого библиотекаря при посещении модельных библиотек в с. Новоблагодарном Предгорного района, и собственно, в г. Пятигорске. В нашем городе ещё пока нет модельных библиотек, поэтому наглядный пример модернизированной библиотеки был очень интересен. Как организовывается небольшое пространство, как в библиотеке с. Новоблагодарного, и большое, как в г. Пятигорске: эргономичность, модная трансформирующаяся мебель, расположение зон для чтения, коворкинга, читального зала. 

Цветовое решение интерьера, выбор меблировки соответствовали функциональному назначению каждого помещения. Хотелось испытать на мягкость каждый диванчик, взять в руки новенькие, манящие к себе книги, разглядывать занимательные выставки. И при этом площадь помещения не имеет значения, любое пространство можно сделать комфортным для читателя.




Готовящаяся стать «Народной курортной библиотекой» библиотека г. Железноводска, которая находится в городском доме культуры, тоже гостеприимно приняла «делегацию школьников». 

Директор ЦБС г. Железноводска Елена Леончик показала проект модернизации данного филиала, 



а Герина Анна из г. Ростов-на-Дону провела игру-практикум «Трансформер-блок: мы меняем библиотеку». Нужно было распланировать библиотечное пространство, поработав с экспликацией помещений, испытав себя в роли дизайнера и архитектора, определить расположение событийной зоны, коворкинга, зоны для чтения, технических и других помещений. 

Пришлось поднапрячься, так как сложно держать в голове десятки факторов и условий размещения отдельных компонентов, например, коммуникаций, детской зоны, доступности услуг для людей с ограниченными возможностями, сделать так, чтобы читатели увидели весь спектр услуг библиотеки, и не забыть об экспозиции, связанной с её именем, направленностью. Эти задачи решаемы и оригинальную задумку всегда можно воплотить в жизнь, нужно только захотеть, выйти из позиции жертвы и посмотреть на ситуацию под другим углом.

Чтобы эффективнее развиваться, привлекать больше внимания и, соответственно, повышать узнаваемость библиотеки как бренда, помимо собственных ресурсов необходимы дополнительные – ресурсы партнёров. Примеры таких плодотворных союзов показали совместные с библиотеками и другими учреждениями проекты СРОО «Бюро социальных инициатив», ассоциации «Институт Социальных Перспектив», ЦМИТ «Hi-tek импульс», ИРЦ «Гражданское партнёрство».


Нам рассказали о том, как найти общественные ассоциации и организации с такими же целями, и на пересечении общих интересов наладить социальное взаимодействие.


Важно определять позиции для сотрудничества в реализации сильных и значимых инициатив и активностей. Как показывает практика, чаще всего интересуются интерактивными, культурными, литературными, просветительскими и образовательными проектами для детей, подростков и молодёжи.

Приглашённая гостья Н. Песчанская, заместитель директора Издательства «Детская литература», выступила с докладом о подростковом чтении и представила свежеизданные книги для подростков.

Отдельно хочется отметить сборник, подготовленный заведующей библиографическим отделом ЦГБ им. М. Горького г. Пятигорска Л. В. Сазановой о повседневности и самобытной жизни различных профессиональных и сословных групп, проживавших на территории Кавказских Минеральных Вод начала ХХ века - книга «Истории курортной жизни». Это богатейший краеведческий материал, собранный с трудом (обо всех способах Лариса Владимировна, конечно же рассказала) и оформленный с учётом лингвистических особенностей и исторических реалий того времени.


В общем, скучать было некогда, при этом все тренинги и практикумы предполагали работу в командах, которые формировались каждый раз заново, что позволило познакомиться в совместном творчестве с удивительно талантливыми участниками Школы, со всеми пообщаться, понять, что они находятся в той же ситуации, что и ты – таким образом наладились профессиональные коммуникации.


При выполнении заданий наш мозг все время напряженно работал с КПД сверх нормы. Проводя библиотрансформации, «школьники» параллельно, незаметно для себя, трансформировались сами: обрели полезные практические навыки, определили направления саморазвития, раскрыли творческий потенциал, который откроет путь к успешной карьере, и убедились в правильности выбранной профессии.

Насыщенная тренингами и практикумами программа была разбавлена релаксом – экскурсиями по местным красотам. Весьма приятное дополнение, во время которого мы сблизились ещё больше, пропитались горным воздухом, порадовали глаз бесконечными видами и прониклись историей, посещая объекты культурного наследия.

Вручение сертификатов участникам XVIII межрегиональной школы молодого библиотекаря символично состоялось на территории музея-заповедника у домика М. Ю. Лермонтова. А отдельные участники отмечены специальными сертификатами.

Жаль было расставаться.

Хочу сказать несколько слов благодарности организаторам Школы.

Программа обучения не только грамотно систематизирована, интеллектуально наполнена в плане объёма знаний и в плане их разнообразия, но и обеспечивает мотивацию на совершенствование своей компетенции. Информационные технологии в новых условиях взаимодействия библиотеки и пользователей - действительно актуальная тема, освоение которой поможет в повышении продуктивности профессиональной деятельности.

Впечатления после окончания Школы потрясающие. В тёплой и дружественной атмосфере мы прокачали перспективные soft skills, которые необходимы сегодня как никогда и готовы покорять библиотечное пространство.

P.S. Ещё один вывод, который сделала, пройдя Школу: даже если ты «попал в библиотеку случайно», то это наверняка не просто так.

 

О. Сычева,
завсектором аналитики и инноваций
отдела развития библиотек и продвижения чтения
ЦГБ им. Н. К. Крупской

2 комментария:

  1. Прекрасная статья. Очень познавательно и интересно. Надо затянуть нашу молодежь в библиотеки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно надо. У молодежи больше возможностей и много свежих идей)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!