четверг, 29 января 2015 г.

Театр уж полон...Чехов на армавирской сцене

«Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца» (А.П. Чехов)



Значение А. П. Чехова в истории русского театра трудно переоценить. В плеяде российских драматургов имя Чехова сияет как звезда первой величины. Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. Антон Павлович много работал для театра: пьеса «Иванов»(1889), драматический этюд «Калхас» (1887), пьеса «Леший» (1989), одноактная пьеса «Свадьба» (1989), водевили «О вреде табака» (1886), «Медведь» (1989), «Трагик по неволе» (1989). А пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» (1903) открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра.
Он хорошо видел и сюжетную бедность современного ему репертуара, и устарелость драматургической формы. Характеризуя настроения театрального зрителя своего времени, он говорит: «Требуют, чтобы герой, героиня были сценически эффектны. Но ведь "в жизни” не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они (люди) больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни... Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные». Таким образом, в основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. На сцене всё должно быть так же просто, как и в жизни, – вот лозунг Чехова, драматурга-реалиста, требовательного и чуткого художника. «Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т.е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом, не жестикуляцией, а грацией. Тонкие душевные движения, присущие интеллигентным людям, и внешним образом нужно выражать тонко. Вы скажете: условия сцены: никакие условия сцены не допускают лжи».

Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы «новой драмы», создал «театр философского настроения». К.С. Станиславский вспоминал, что Чехов любил театр не только с показной его стороны, но и “с изнанки”, с каким-то детским удовольствием бывал и за сценой, среди кулис и театральных машин:“Нашим лозунгом было: “Долой отжившее! Да здравствует новое!.. “Было решено, что мы создаем народный театр… Мы протестовали и против старой манеры игры, и против ничтожного репертуара тогдашних театров.… Первой мечтой было показать на сцене нашего театра пьесу “Чайка” Чехова, который нашел новые пути, наиболее верные и нужные искусству того времени”.Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.Его спектакли каждый год играют и в больших академических театрах, и в маленьких студенческих студиях. Любой театральный режиссер скажет, что Антон Павлович – единственный из русских драматургов, который давно стал своим для зрителей всего мира. «В плеяде великих европейских драматургов... имя Чехова сияет как звезда первой величины», – писал в начале XX века Джордж Бернард Шоу. На Западе Чехова скорее не читают, а «смотрят»: писатель мало известен как автор юмористических рассказов, но праву считается драматургом первой величины наряду с Шекспиром, Шоу, Ибсеном, Метерлинком и Уйальдом. По мнению переводчика Харви Питчера, на то есть две причины – нежелание многих издателей разрушать сложившийся на Западе образ Чехова как сугубо "серьезного" писателя и неадекватность существующих переводов.Бернард Шоу признавал, что написал «Дом, где разбиваются сердца» под влиянием Чехова. Первая режиссерская работа Энтони Хопкинса – картина «Август» – была снята по пьесе «Дядя Ваня», в которой он удачно перенес русскую действительность в городок своего детства Порт-Толбот. Художественный руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер так хотел поставить «Чайку», что решился на эксперимент, превратив знаменитую пьесу в балет. Почему же Чехов популярен уже столько лет? Наверное, лучше самого писателя на этот вопрос никто не ответил. «После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, быть может, шестое чувство…но жизнь останется все та же… И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» (Антон Чехов «Вишневый сад»).

Чехов на армавирской сцене



Город Армавир и его театр связаны одной судьбой. В далеком 1908-ом в селе Армавир Лабинского уезда владелец завода «Армалит» М.И. Мисожников на улице Почтовой (ныне улица Ленина) построил замечательное по тем временам театральное здание со зрительным залом на 638 человек. Это был первый на Кубани зимний стационарный драматический театр.
И в настоящее время он является одним из старейших театров на Северном Кавказе.Сегодняшняя труппа театра – живой актерский синтез заслуженных артистов Кубани и России, мастеров сцены и молодых дарований. Самоотдача, брызжущая в зал энергия, блестящая игра и, конечно, незаурядный талант армавирских актеров создают интригу у публики, направляют, подсказывают, учат... В репертуаре современного театра – произведения У. Шекспира, Н. Островского, Н. Гоголя, Ф. Шиллера, Ж.-Б. Мольера, М. Булгакова, А. Вампилова, и, конечно – Антона Павловича Чехова. А начиналось в 1992 году – со спектакля «Ах, любовь, любовь!..» по мотивам рассказов писателя (режиссер-постановщик Сергей Догадкин). В 1996 году была поставлена одна из лучших чеховских пьес – «Дядя Ваня» – тонкая, выразительная, сотканная из причудливого кружева психологизма (режиссер-постановщик Андрей Белоусов).
В 1999 году в театр пришел новый главный режиссер – Юрий Алексеевич Ковалев. Опытный, с массой творческих планов, он в первый же сезон поставил на армавирской сцене пять новых спектаклей. Ученик народного артиста, лауреата государственных премий Л.А. Додина, воспитанный в духе традиций ленинградской театральной школы, он смог быстро понять пристрастия армавирского зрителя, выпустив за 9 сезонов более 40 спектаклей. И среди них – в 2001 году – «Иванов» А.П. Чехова.Давайте же окунемся в атмосферу чеховского театра и послушаем его участников.

Юрий Ковалев: «Возьмите Чехова и прочитайте!»


«Я постоянно перечитываю Чехова. В школе относился не только к Антону Павловичу, но и ко всей классике осторожно, хотя учился на «отлично». Читал, потому что надо было читать. Впервые полюбил Чехова, когда учился в институте на первом курсе. В библиотеке, где моя мама работала заведующей, взял Собрание сочинений Антона Павловича и прочитал с большим интересом. В том же возрасте посмотрел фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино», который перевернул мое представление о жизни, я многое открыл для себя.Примерно в это же время создавались первые мои режиссерские работы –  постановки по чеховским рассказам «Налим» и «Дипломат».
Здесь, в Армавире, я поставил «Иванова» в 2001 году. И эта моя постановка принимала участие в фестивале «Кубань театральная». Чехов – это автор, который в мировой литературе стоит на одном уровне с Шекспиром, замечательный драматург-новатор, с невиданной силой театральной выразительности раскрывающий внутренний мир своих героев.
Чеховская драматургия действительно была необычна по сравнению со всем, что было создано до Чехова в русской и западноевропейской драматургии за несколько веков. Чехов как художник был способен увидеть и разглядеть жизнь так пристально, как никто другой в истории искусства. В сущности, Чехов был основоположником той самой современной драмы, которая пришла на смену романтической трагедии XIX века. А ведь современники писателя отрицали его новаторские произведения, не понимали их. Это были времена ломки старых представлений о театре и создания театра нового, эволюционного.
Пьеса «Иванов» – первый опыт писателя в драматургии. В ней нет «плохих» или «хороших» персонажей. Герои его пьесы – обыкновенные люди-обыватели со своими достоинствами и недостатками. В этом весь Чехов: жизненность его произведений поражает. Именно после «Иванова» родился тот Чехов, которого теперь почитают во всем мире.
Чехов всегда актуален. И если кто-то меня спрашивает, как поступить в той или иной ситуации, я всегда говорю: «Возьмите Чехова и прочитайте».
(Ковалёв Юрий Алексеевич, главный режиссёр, заслуженный деятель искусств Кубани)

Актриса Наталья Белозерова: «Главная тема – ЛЮБОВЬ!»


Я считаю, что русский человек обязан знать и читать Чехова. В его пьесах проходят истории человеческих жиз­ней. Прошлое, настоящее, будущее героев, развитие их судеб и характеров предстает перед зрителем. Чехов – настоящий психолог.  Мастерство А. П. Чехова, как автора психологической прозы, в полной мере проявилось в и его драматических произведениях. Темы, которые он поднимает, актуальны и по сей день. Это – прежде всего – трагические истории взаимоотношений мужчины и женщины, любовь, способность ради чувств пойти жертвы, испытать превратности судьбы…
 Я играла Сашу в «Иванове» и Соню в «Дяде Ване». Моя героиня Саша – девушка, влюбленная в главного героя пьесы – слабого и безвольного – убежденная в своей спасательской миссии, проявляющая истинно тургеневское подвижничество. Это – тип истинно русской женщины, способной на бескорыстное чувство и самопожертвование.
Похожа ли я на свою героиню? Возможно. На самом деле мы так мало о себе знаем и редко понимаем, как бы мы себя вели в исключительных ситуациях. Работа над ролью дает возможность почувствоватьэто, сыграть.
«Дядя Ваня» – пьеса о бесцельности провинциальной жизни, бесплодности служения «избранным» личностям и о... любви… О любви к красоте, к человеку-труженику, «маленькому» человеку. А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких» людей поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно. Моя героиня, трогательная Соня, мечтает о лучшей жизни: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах... Мы отдохнем!».

Актер Павел Бойко: «Мой герой близок мне…»


Чехов – один из самых лучших драматургов и один из самых сложных. Неоднозначна и его пьеса «Иванов», в которой я играю главную роль. Кто же такой Иванов? Русский Гамлет? «Лишний» человек 80-х годов 19 века? Ясно одно: Иванов – дворянин и русский интеллигент, неглупый и образованный, который переживает глубокий духовный кризис. У него умирает жена. Он разорен. Он лишен понимания окружающих. Совсем некстати в него влюбляется юная девушка, которая не находит ответного чувства.
Во время постановки спектакля мне, как и моему герою, было 35 лет, и я хорошо чувствовал и понимал его переживания и терзания, утомление и скуку, духовные поиски и чувство вины…
Спектакль неоднозначный, пронизывающий, побуждающий к размышлению, бередящий душу. После его просмотра долгое время остается «послевкусие» – желание взять томик пьес А.П. Чехова, перечитать, припомнить, обсудить...

Армавирский театр драмы и комедии: А.П. Чехов "Иванов"


Иванов Николай Алексеевич – арт. П. Бойко
Боркин Михаил Михайлович – арт. Ф. Куприченко
Львов Евгений Константинович – арт. В. Плужников
Анна Петровна – арт. И. Галкина
Шабельский Матвей Семенович – арт. П. Андрюшин
Лебедев Павел Кириллыч – арт. Л. Малевич
Зинаида Савишна – арт. И.Рубан





А. П. Чехов "Дядя Ваня"
Серебряков Александр Владимирович – арт. В. Кострыкин
Астров Михаил Львович – арт. В. Николаенков
Телегин Илья Ильич – арт. Э. Золотавин
Марина – засл. арт. Чувашской АССР А. Камардина




2 комментария:

  1. Ирина, очень интересно! Какие талантливые земляки у вас - захотелось тоже посмотреть их выступление. Хороший нестандартный пост. О театре мы как-то забываем, всё больше литература в голове...

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, у нас старейший театр на Кубани. Надеюсь, мы еще о нем расскажем.
    Да, чеховская драматургия бесценна, причем за рубежом Чехова хорошо знают и любят именно как драматурга. и не удивительно - это целая эпоха, целая плеяда имен. Станиславский, Немирович- Данченко, Чехов... А возрождение МХТА началось именно с чеховской "Чайки"...

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!