Армавирочка продолжает публикации рецензий наших сотрудников на любимые экранизированные книги. Сегодня речь пойдет о сериале режиссера Владимира Хотиненко "Бесы", снятого в 2014 году по одноименному роману Ф. М. Достоевского. Своими впечатлениями о фильме поделится молодой библиотекарь библиотеки им. В. И Лунина Прудникова Юлия.
В 2013 году режиссер
Владимир Хотиненко начал съемки своего нового фильма, точнее мини-сериала
«Бесы», по мотивам одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Эта история
о людях, которые так заигрались идеями
революции, что совсем потеряли человеческие качества. Затея экранизировать
произведение великого классика русской литературы, да еще и такое сложное
весьма рискованна, можно даже сказать, авантюрна.
«Хотиненко одержим «Бесами»!», – кричали
заголовки газет. И в этом была доля правды: режиссер не только прочел роман
Достоевского от корки до корки, но и познакомился с черновыми записями Федора
Михайловича, сюжет которых, как признается Хотиненко, вплетен в основу истории.
Через год после начала съемок картина выходит
на экран.
Скажу честно, фильм
произвел на меня очень большое впечатление: ну, во-первых, он красивый, с самого
начала приковывает внимание. Во-вторых, не скучный, динамичный, такой же, как и
сам роман (и не смейте думать, что «Бесы» – это скучная классика – это экшн,
психологический триллер!). В-третьих, актерская игра просто гениальна! Чего
только стоит Петруша Верховенский в исполнении Антона Шагина, от взгляда
которого все леденеет внутри и от нескончаемых речей его становится не по себе.
И конечно актер, сыгравший
роль главного героя Николая Ставрогина, по моему мнению, подобран просто
идеально, Матвеев прирождённый Николай Всеволодович, ни в одной из предыдущих
экранизаций не было такого точного попадания в образ. «Он с первого же взгляда
показался мне решительным, неоспоримым красавцем…, – описывает Ставрогина
Достоевский, – Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности,
удивительно скромен, и в то же время смел и самоуверен как у нас никто».
Не обошлось в фильме
и без сюрпризов. В сюжетную линию был включен следователь Горемыкин (Сергей
Маковецкий), которого не было в книге. Горемыкин в этой истории лишь проводник,
одна из составляющих, которые должны вместить глыбу романа в узкий кадр
кинопленки.
Так же как и бабочки (ход
режиссера) емко и быстро расскажут о личности центрального персонажа – Ставрогина
и об идее книги в целом. Новые участники действия это еще не все, здесь
Хотиненко вводит и изменения в черты характеров некоторых персонажей. И, как
мне кажется, делает это для того, чтобы провести некую свою линию виденья
романа или современной действительности на фоне истории «Бесов». Изменяя
личности, как бы подводит к своему дополненному финалу фильма, которого также
нет в книге Федора Михайловича.
После показа
мини-сериала «Бесы» Владимира Хотиненко, в СМИ разразились жаркие споры. Одни
говорили, что фильм – это варварство, что нельзя так кромсать, приписывать уже
к великому произведению свои мысли и придумки. Другим же, а в этом числе и мне,
была абсолютно понятна такая экранизация книги. Получился фильм, который
впечатляет.
Я уверена, и молодое
поколение зрителей оценило это кино, и может быть кто-то, кто не читал роман
«Бесы», захочет сам убедиться в истинности или ложности изображенных персонажей.
Кино – это искусство и тот, кто занимается этим искусством всерьез – творец,
художник, а художник не может просто срисовывать картину, ведь это пытка для того,
кто призван создавать что-то новое. Режиссер корректно, с большей любовью, но не без доли
рискованного новаторства (которое вполне
оправдано и позволяется сделать режиссёру такого уровня),
подошел к созданию этого телевизионного проекта. Те пророчества, заложенные в
книге Федора Михайловича, могут и должны быть услышаны. В любом случае, очень
радостно, что к этой энциклопедии людских душ и их пороков, не остывает интерес
и по сей день.
Вам решать смотреть
или читать, но я советую, обязательно сделать и то, и другое…
Ю. С. Прудникова, библиотекарь
библиотеки им. В. И. Лунина
Здравствуйте, Юлия, Ирина Витальевна. Да, согласна - прекрасная постановка, классные актеры. Очень люблю Маковецкого. После экранизации еще раз перечитала произведение... но уже по-другому воспринимались герои. Фильм лично мне помог переосмыслить это произведение Достоевского
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, добрый вечер! Мне еще очень нравятся экранизации 2009 года "Идиот" (В. Бортко), "Братья Карамазовы" (Ю. Мороз). Здорово, что современный кинематограф все чаще возвращается к классике!
УдалитьДобрый день, Юлия и Ирина Витальевна! Глубокая книга, отличная постановка. И игра Матвеева мне понравилась... Рецензия написана так, что человек, не смотревший кино по предубеждению, что "Достоевского можно только читать, а не смотреть" - захочет увидеть этот фильм. Спасибо! Добавляю ссылку на рецензию в своём блоге на странице "Год кино"...
ОтветитьУдалитьДа, Людмила Федоровна, мне тоже понравилась рецензия нашего молодого сотрудника :)
УдалитьСпасибо за оценку и ссылку!