«La tristesse durera toujours…»
«Печаль будет длиться вечно….»
Винсент Ван Гог
Наконец-то
весна пришла на Кубань! Солнце сияет, сирень распускается, птички поют, а
Армавирочка приглашает вас, дорогие читатели,…. на свидание). И не просто на
свидание, а на свидание с прекрасным и удивительным миром картин Винсента Ван
Гога! Да-да, того самого, что отрезал себе ухо и выслал его по почте
возлюбленной.
Откуда же в
Армавире взялся Ван Гог спросите Вы, ведь его работы выставлены в самых
крупных и известных музеях мира?! А вот, взялся) К нам в город «приехала»
художественная выставка репродукций художника «Ван Гог. Симфония цвета».
Появилась
эта выставка в 2015 году. В честь 125-летия со дня смерти Ван Гога группа
ставропольских художников решила создать серию репродукций в технике жикле.
Жикле –
особая техника компьютерной живописи, которая является точным факсимильным
воспроизведением подлинника. Технология
позволяет воспроизводить полотна – идеальные копии картин, выполненные на
натуральном холсте по качеству исполнения и цветопередачи не уступающие
оригиналу и практически не отличимые от подлинника невооруженным взглядом.
Такие произведения получили название «Жикле» от французского «giclee» –
распыление, разбрызгивание.
Для создания идеальной копии картины важным этапом является получение
цифрового снимка оригинала максимально высокой четкости. Затем полученное
изображение совершенного качества переносится на настоящий холст с помощью
дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования, которое обеспечивает
воспроизведение более 16 миллионов цветов. Такая широкая палитра с помощью
микроскопических капель краски различного размера дает возможность
воспроизвести самые мельчайшие детали и в точности передать светотени,
характер, фактуру мазка. На заключительном этапе создания жикле происходит
воссоздание рельефа картины с помощью дополнительных обработок, создающих
иллюзию мазков мастера. Иногда на готовые работы сам автор вручную наносит
мазки краски для еще более полного соответствия подлиннику, а также подписывает
их с обязательным указанием номера работы и размера тиража. Это придает копии
еще большую ценность и уникальность.
Но вернемся к выставке. Художники в течение года посещали мировые
музеи и частные коллекции, собирая фотокопии мастера. И вот, начиная с 2016
года «Ван Гог. Симфония цвета»
путешествует по России, неизменно вызывая восторг и восхищение. Добралась она и
до Армавира, благодаря сотрудникам Армавирского краеведческого музея, любезно
распахнувших двери своих залов для вставки.
Винсент Ван Гог – человек сильных эмоций и тяжелых психичсеких состояний, и один из
самых известных художников в истории искусства. В 27 лет он начал лихорадочно
рисовать все, что его окружало. Он рисовал много и с жаром. Его картины не
признавались. А он все равно продолжал водить по холсту кистью. Результат его
жизни – более 2100 картин, из которых 463 были созданы в последние 3 года
жизни.
Мы не будем подробно останавливатьмся на
биографии художника, это общеизвестные факты, легко лоступные в любой
энциклопедической литературе.
Поговорим о нем как о художнике.
В декабре 1885 г. он живет с родителями в
Нюэнене. Здесь он пишет около 200 картин, изображая простой люд и их тяжкий
труд. С этого момента Ван Гог осознает, что искусство — это, как и работа
крестьян, тяжкий, изнурительный труд. Наверно, поэтому он выполняет картины на
тему сельской жизни с таким рвением и самоотдачей. Результат каждодневной
работы Винсента не заставляет долго ждать, и в апреле 1885 г. он создает «Едоков картофеля». Он
очень гордится этой картиной и считает ее своим первым шедевром.
Весной он обучается в студии художника Кормона,
пишушего картины в гротескном стиле. Знакомится со знаметыми художниками, такими
как: Джон Рассел, Анри де Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар, Камиль Писсарро, Огюст
Ренуар, Эдгар Дега, Поль Гоген и другие.
Во время пребывания в Париже Ван Гог
увлекается импрессионизмом. Помимо работ, выполненных в этом стиле, он
выполняет несколько картин в стиле пуантилизма ("Вид Парижа из комнаты Винсента
на улице Лепик", "Садики на Монмартре", "Интерьер ресторана" и другие).
"Вид Парижа из комнаты Винсента на улице Лепик"
1887 год по праву можно считать
водоразделом в творчестве художника. В это время они с братом начинают
фанатично увлекаться японским искусством. На Монмартре был небольшой универмаг
с японскими товарами, и Винсент буквально оптом скупает оттуда японские картины
на деньги брата Тео.
Естественно, это увлечение сказалось на его
творчестве: краски становятся более светлыми и яркими, перспектива не такой
западной, тени исчезли и работы стали по-японски более плоскими.
В 1888 г. Винсент Ван Гог уезжает из Парижа
в Арль, город на юге Франции.
Последний период жизни Винсента (1888-1890
гг.), без сомнения, олицетворяет творческий расцвет художника. Однако, несмотря
на это, он был и периодом невероятных человеческих мук, одиночества, обид и
отчуждения.
За это короткое время (30 месяцев) Ван Гог
написал 463 работы. Причем это были не беглые наброски, а законченные
произведения, которые впоследствии принесут ему всемирную славу.
«Красные виноградники в Арле»
Итак, о самой выставке… Сказать, что это восторг, ничего не сказать.
Во-первых, Армавирочке повезло побывать на открытии, а значит услышать
подробный рассказ о жизни и творчестве художника от экскурсовода-искуствоведа.
На выставке представлены всего 70 картин, но они подобраны так, что по
ним можно проследить все этапы творчества Ван Гога. Вот одно из ранних полотен
– «Едоки картофеля», вот «Звездная ночь над Роной» и «Ночная терраса кафе»,
кстати, существует версия, что художник писал эти картины ночью, а чтобы
осветить себе холст он крепил свечи к полям своей шляпы.
А вот и последнее – «Вороны над пшеничным полем», говорят, что
написав эту картину, Ван Гог выстрелил себе в сердце, но пуля попала в легкие,
и художник спокойно вернулся домой, выкурил трубку, с которой не расставался, и
лишь после этого вызвал доктора.
Благодаря, хронологическому построению
выставки, у посетителей есть возможность проследить творческую эволюцию
художника, восхититься цветовой выразительностью и совершенством композиции,
погрузиться в особый мир живописца, жизнь которого была такой же уникальной,
как и его работы.
А техника жикле, в полной мере передает
всю свежесть и насыщенность красок, динамику мазков, силу внутренних
переживаний автора, восторженность и энергичность его натуры. Признаться
честно, картины настолько реалистичны, что Армавирочка даже засомневалась в том,
что это принтерная печать, и решила проверить фактуру «Ирисов»))).
Шаг за шагом
рассматривая картины, постигается внутренний мир Ван Гога – эрудита и полиглота
с незавершенным образованием, знатока и тончайшего ценителя живописи и
литературы, автора проникновенных писем, сопоставимых с лучшими образцами
исповедальной прозы XIX в.
Еще одной уникальной особенностью данной выставки является возможность
принять участие в мастер-классе и под руководством художников-профессионалов,
повторить один из шедевров Ван Гога. И хотя Армавирочка не самый талантливый
художник, она решила обязательно принять участие в мастер-классе и попробовать «написать»
знаменитые «Подсолнухи» с кубанским акцентом, а о том что из этого получится мы
обязательно Вам, дорогие наши читатели, расскажем.
В статье использованы фотоматериалы М. Балюк
Я тоже пыталась в одной из арт=мастерских повторить "подсолнухи",. С удовольствием прочитаю Ваш рассказ о творческой работе.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, добрый день! Обязательно поделимся впечатлениями) Ну, а Вы, как уже "бывалый" мастер может быть дадите Армавирочке пару советов по поводу этой картины?)
УдалитьЛизаня, здОрово, я такие интересные вещи пропускаю! Надо же и факты удивительные о картинах, об этих воронах... представляю, как это красиво на самом деле!
ОтветитьУдалитьИрина Витальевна, знала бы что ты поклонница Ван Гога - позвонила бы) Кстати, ты еще успеешь - выставка до 28 мая в городе. Приезжай, будем рады. Ты ведь еще не забыла, где музей расположен?))
Удалить