О город мой, красавец Армавир!..
… Люблю я твой веселый вид и нрав,
Густых садов зеленые купавы…
Твои мосты, дороги и вокзалы…
Яна Валеулина
1875 году через Армавир прошла Владикавказская
железная дорога, и это событие стало переломным в истории города.
Патриархальный аул черкесских армян, переименованный в 1876 году в село, преобразился
буквально на глазах.
Удачное расположение железнодорожной
магистрали позволило Армавиру стать важнейшим торговым пунктом Северного
Кавказа, а по объемам промышленного производства занять в регионе второе место,
уступая только Екатеринодару. Проведение железной дороги открыло дорогу в Армавир
и иногородним переселенцам, среди которых было немало лиц, занимавшихся
предпринимательской деятельностью. Один из очевидцев того времени отмечал, что
после сооружения Владикавказской магистрали Армавир "наполнился русскими людьми, русским населением; отовсюду стали
стекаться русские ремесленники, русский рабочий люд, открылись склады, амбары и
конторы вездесущих, везде снующих жидов, явились маклеры, явились и жители
Нахичевани … явились, таким образом, потребители и через это увеличилась и
улучшилась торговля, находящаяся, большею частью, в руках Нахичеванских армян.
С соседних станиц и аулов стали свозить на здешний рынок местные произведения,
тяжелые замки были сняты с дверей лавок, Армавир ожил и засуетился".
Вокзал Владикавказской ЖД и пешеходный мост через рельсовые пути.
1912-1913 гг.
|
Но значение Армавира в качестве главного торгового пункта Северного Кавказа еще более возросло после открытия движения по новой железнодорожной линии к Туапсе, строительство которой завершилось к 1914 году.
В 1908 году акционерное общество
инженера Перцова получило разрешение на строительство железной дороги
соединяющей Армавир с Туапсе. Акционерное Общество Армавир-Туапсинской железной
дороги было создано 30 апреля 1909 г. при активной поддержке правительства. Его
организаторами были крупнейшие петербургские банки. В уставе, утвержденном
правительством 17 мая 1908 г., Обществу предоставлялись права постройки и
эксплуатации железнодорожной линии от станции Армавир до станции Туапсе с
ветвью к городу Майкопу, а также строительства портовых сооружений в Туапсе.
Общество имело право владения железной дорогой и портовыми сооружениями в
течение 81 года со дня открытия по ней регулярного движения.
Около половины всех акций выпуска
1909 года было сосредоточено в руках купцов, казачества и крестьянства
Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей, благодаря чему АТЖД,
получила славу «народной железной дороги».
Армавир-Туапсинская железная дорога,
или Туапсинка, была введена в эксплуатацию в 1915 г. Помимо главного участка
Армавир — Туапсе (236 км) к дороге относились перегоны Белореченская — Майкоп
(24 км) и Курганная — Лабинская (32 км).
В сентябре 1918 года
Армавир-Туапсинская железная дорога была национализирована и передана Народному
комиссариату путей сообщения.
Туапсинка стала одной из последних
железных дорог России, где сохранялась паровая тяга. На участке Курганная —
Шедок она продержалась до середины 80-х годов. А в Армавире вплоть до 1994 года
паровозами осуществлялись маневровые и хозяйственные работы. В 1996 году на
станции Белореченская был потушен последний паровоз Армавир-Туапсинская
железной дороги. На некоторых станциях (например, в Белореченской и
Хадыженской) до сих пор сохранились водяные колонки для заправки паровозов
водой. Благодаря этому и сейчас среди гор Западного Кавказа звучат, хотя и
редкие, паровозные гудки.
Железнодорожная ветка Армавир-Туапсе
действует и сегодня. Особенно много пассажиров пользуется ею в летние периоды,
поскольку основным пунктом следования поездов, проходящих через Армавир,
является Черноморское побережье.
А начиналось все так:
Кинохроника открытия движения
по новой ветке
Туапсинской железной дороги
Открытие железной дороги было не
только историческим событием в общественной жизни города, но и сама
общественная жизнь постепенно стала немыслима без железнодорожного вокзала.
Вокзал стал неотъемлемой частью быта самих горожан: с железной дорогой связаны
судьбы людские – радость встреч и горечь расставаний, потоки пассажиров с
мешками, чемоданами, баулами и прочей нехитрой кладью, долгие переезды и дорожные
заботы торгового и ремесленного люда, полустанки и станции в пути, мелькание
вагонов… И еще то – о чем мечталось армавирцам под мерный стук колес… О лучшей
ли жизни, о далеких ли городах и селах, новых ли неведомых жизненных дорогах…
Поэтому железнодорожный вокзал стал своеобразным символом Армавира. И, конечно
же, ни один писатель или поэт, который жил в нашем городе и хорошо знал его, никак
не мог обойти это место, где протекала вся городская жизнь. В этих строках – и
грусть по ушедшему прекрасному времени, и детские мечты, и любовь к родным
неповторимым местам, и добрый жизненный юмор.
☼☼☼
Другой достопримечательностью города
был вокзал. Не само здание (нечто среднее между конюшней и мавзолеем, в духе
сталинского классицизма) и не подверстанные к нему застенки узлового партийного
комитета, пункта скорой помощи и отделения (от чего?) милиции, и не мосты,
зависшие над широченным железнодорожным полотном (желчные пути
человекооборота), а вокзал как ирреальность, театр времен Эсхила.
Обрядовые действа носили строго
канонический характер, хотя совершались по неписаным правилам:
круглосуточное бдение у касс с
перекличкой по списку, напоминающему перечень греческой армады в «Илиаде», с
перепроверкой ладоней, на которых химическим карандашом намалеван номер;
переброска ручной клади с телеги в
зал ожидания, из зала ожидания на перрон, с перрона в камеру хранения, «местов
нет», обратно на перрон (дождь, снег, жара на вынос), обратно в зал ожидания и
так много, много раз, как в незабываемой песне;
[…] толчея у колонки с холодной и
горячей водой – запасаются впрок, за деньги вдосталь не напьешься, а на
станциях страшно отстать от поезда, едут с чайниками и бидонами, а то и с
канистрами из-под керосина;
хитроумные засады и штурмы кабинетов
начальника станции и дежурного по вокзалу («мать помирает», «баба рожает»,
«дембиль, батя, трое суток не жрамши») – пролезают только блатные и
узкопартийные.
А маханье платочком вслед поезду,
выталкиванье на ходу безбилетников, а дежурное оцепененье солдаток с …
ожиданием на… лицах…
Кремнева,
Н. В. Бессмертный Ларионов : роман. – М., 1999.
☼☼☼
Знакомыми голосами пели гудки маслобойных и литейных
заводов. На железной дороге уже проглядывали из-под снега пригретые солнцем
концы шпал с сухой прошлогодней пылью. Эти замазанные мазутом шпалы заменяли
нам подснежники. Сколько воспоминаний связано у меня с железнодорожной насыпью!
По вечерам мы прогуливались вдоль рельсов по узкой протоптанной тропиночке.
Ранней весной насыпь первая освобождалась от снега, на ней начинала зеленеть
травка. Здесь назначались встречи, и первые наши чувства и признания были
связаны с зелеными огоньками семафоров и трепетным, напоминающим удары
взволнованного сердца стуком колес удаляющихся поездов. Вот почему паровозные
гудки и пролетающие мимо пыльные составы дальних поездов до сих пор заставляют
сильнее биться мое сердце.
Рахилло, И. С. Мечтатели : роман. – М., 1974.
☼☼☼
Поезд
остановился как-то внезапно. Я схватил вещевой мешок,
который уложил еще с Ростова, и вышел из вагона. Я не могу ничего разобрать, потому что все еще сыплет
снеговая крупа, но вот глаза начинают привыкать, а я не
решаюсь сдвинуться с места.
Первая, самая первая мысль: я ошибся и сошел на одном из полустанков, которых много на подходах к
городу. Пустынно и ветрено. Мимо идет
старик стрелочник и размахивает фонарем, в котором как-то очень кротко
светится огонек.
– Что это за место, дедусь?.. Повтори, дед! Что? Степной?
Теперь нет сомнения: город, мой город.
Дангулов, Савва. Учитель словесности : повести и рассказы. – М., 1974.
Дангулов, Савва. Учитель словесности : повести и рассказы. – М., 1974.
v
В посте также использованы материалы из книги «История
Армавира (досоветский период: 1839–1918 гг.)» и видеоматериалы из
архива С. Н. Ктиторова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!