понедельник, 11 марта 2019 г.

Краеведческие зарисовки: Сергей Эйзенштейн и Армавир

Ох и насыщенными оказались последние три месяца в жизни Армавирочки! Отчеты, планы, опять отчеты, планы и снова отчеты.... Совсем она, бедная, забегалась и забросила свой блог((( Но, библиотекари народ добросердечный, пожалели ее коллеги из информационно-библиографического отдела ЦГБ им. Н. К. Крупской, протянули руку помощи в трудную минуту, и вот сегодня Армавирочка вместе с главным библиотекарем сектора краеведения Инной Михайловной Соколовой открывает цикл краеведческих зарисовок из истории Армавира. И первая из них посвящена кинематографу...
Где чаще всего снимают кино? Конечно в больших городах, где существуют киностудии, такие как Мосфильм. Там огромные коллекции реквизита, бутафории, костюмов, техники, есть большие павильоны и студии. Ну а чтобы снять хорошее кино, у режиссёра должно быть вдохновение, а его замысел и творческий взгляд должны совпадать с географией и образом того места, которое он хочет показать в своём кинофильме. Вот тогда съёмочная группа и выезжает в другие города и страны на натурные съёмки. Особенный режиссёрский интерес вызывают малые города со своими особенностями и укладом жизни. Армавир не стал исключением, и в нашем городе были сняты несколько кинофильмов. Истории создания одного из них и посвящена данная публикация.
В 1935 году легендарный советский режиссер Сергей Эйзенштейн приступил к съемкам картины «Бежин луг». Современные критики сходятся во мнении, что «Бежин луг» должен был стать выдающимся произведением Сергея Эйзенштейна.
                                
 Должен был – потому что производство картины было остановлено «по причине формализма и усложнённости языка картины», а чудом сохранившиеся отснятый, но не смонтированный материал уничтожен пожаром, случившимся на «Мосфильме» во время войны. До нас дошел лишь фотофильм, собранный известным историком кино Наумом Клейманом и режиссером Сергеем Юткевичем.
Картина рассказывает о коллективизации, а в основу сюжета положена история Павлика Морозова, зверски убитого в отместку за донос на врагов коллективизации, среди которых были его отец и дед. 

Из уральского села Герасимовка действие перенесено в тургеневские места – туда, где в рассказе «Бежин луг» крестьянские дети, сидя у ночного костра, рассказывали друг другу страшные истории. Сценарий написал драматург Александр Ржешевский: «Я писал сценарий «Бежин луг», в котором, в меру своих сил и возможностей, пытался изобразить то, что происходило в те незабываемые времена в знаменитых тургеневских местах".
Отсутствие согласия, понимания между соавторами – сценаристом и режиссером – сопровождали весь период создания сценария. Вот как вспоминал Ржешевский начало работы над фильмом: «У меня с Эйзенштейном было условлено, что … он должен будет … своими глазами увидеть все те места, которые я описывал в сценарии». Проехав по тургеневским местам, Эйзенштейн отказался использовать эту натуру, заявив, что найдет что-то масштабнее, тем более, что настоящий Павлик Морозов был убит далеко от этих мест.
Так съемочная группа фильма во главе с режиссером оказались в г. Армавире. Наш город оказался подходящей натурой для съемок наиболее масштабной сцены фильма под названием «Шоссе». Известный американский киновед Джей Лейда, который был ассистентом-практикантом у Эйзенштейна в фильме «Бежин луг», вспоминает: «…был объявлен следующий план: две недели в Армавире и в совхозе, где предстояло снять две большие массовые сцены для эпизода «Шоссе», потом примерно месяц в Харькове для съемок игровых сцен к этому эпизоду».
Рабочий день группы начинался в шесть утра. «Хотя Тиссэ (оператор фильма) не позволял начинать съемки, пока солнечный свет не станет достаточно мягким (около десяти часов), все утреннее время уходило на то, чтобы добраться до места, подготовиться к съемкам и посмотреть, как Тиссэ влезет в свою операторскую нору, вырытую под дорогой, чтобы снимать различные комбинации движения машин. Кончался день в семь вечера…. Каждый день после ужина собиралось совещание и обсуждалось сделанное за день и планы на завтра; совещание проходило в комнате Эйзенштейна». 

Из дневников Д. Лейды: «Редко я испытывал такую радость, как в Армавире, когда мы лежали на животе в пыльной капусте, а за несколько дюймов от нас гудело и двигалось несколько сот лошадиных сил".
Хотя съемки постоянно велись с трех, а иногда и с четырех камер, очень немногое из снятого материала появится на экране в том виде, как это сейчас снимается. Эйзенштейн объяснял:
— На монтажном столе мы будем работать над этим эпизодом, как композитор работает над четырехголосной фугой. … Вот почему армавирские композиции неполны, в них оставлены пустые места, которые будут заполнены вторым изобразительным мотивом на переднем плане».
Поскольку эпизод «Шоссе» был самым сложным в фильме, Эйзенштейн решил начать съемки именно с него, чтобы построить все остальное вокруг уже достигнутой кульминации. Эпизод этот находится в середине фильма, все действие занимает двадцать четыре часа — от утра одного дня до утра следующего дня, дня жатвы. Само по себе шоссе является одним из вариантов постоянно повторяющегося символа «пути». Армавирские съемки вскоре подошли к концу, и группа отправилась в Харьков для продолжения работы над эпизодом «Шоссе».
Первый вариант картины, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил нескольких актёров. Тем не менее, в 1937 году приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна, до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма «Александр Невский»), а сам фильм смыт. Позднее единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке Мосфильма во время Второй мировой войны. Остались лишь обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!