Куда идти и где взять вдохновение, если ты недавно пришёл в профессию и ты – библиотекарь? На занятиях Межрегиональной школы молодых библиотекарей, которую в 18-й раз (!) проводит Ставропольская краевая библиотека для молодёжи им. В. И. Слядневой при содействии министерства культуры Ставропольского края, Российской государственной библиотеки для молодёжи, молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации и журнала «Молодые в библиотечном деле» – да, снова в школу и если учиться, то только у лучших!
Принимала участие я впервые. И когда нас
поприветствовали организаторы Школы: Людмила Фёдоровна Игнатова, директор СКБМ
им. В. И. Слядневой, Ирина Геннадьевна Кононова, заместитель
директора, Майя Владимировна Колгина, заведующий методическим отделом и Флоренс
Николаевна Орлова, директор ЦБС г. Пятигорска, на базе которой в этом году
проходили занятия, и сообщили, на что нацелена Школа в этом году и какие
приглашены спикеры то я поняла, что попала по адресу. Ведь живое общение с
экспертами в своём деле бесценно.
Более 40 участников из разных уголков
страны: Астрахань, Армавир, Ростов-на-Дону, Челябинск и принимающая сторона,
коих было большинство – Ставрополье. Они все теперь мои друзья, обещали не
терять связи и при надобности оказать помощь.
Забегая вперёд, скажу, что я стала 1111
участником Школы (у меня «крутые номера»), но это, конечно, не единственная
радость. Ведь такое количество прошедших Школу свидетельствует о высоком уровне
организации, значении и, можно сказать, миссии в профессиональном становлении
молодых библиотекарей.
С Мариной Павловной Захаренко, заместителем
директора Российской государственной библиотеки для молодёжи, председателем
молодёжной секции РБА, в формате видеоконференции обсудили Стратегию развития
библиотечного дела на период до 2030 года и тенденции в профессиональной сфере.
Существенным было дополнение о молодёжи, обладающей надпрофессиональными
навыками, которые делают её способной противостоять вызовам современности.
Филологу по образованию и по совместительству молодому библиотекарю, мне
помогают в работе тяга к новым знаниям, держать высокий темп в условиях
многозадачности, «дружба» с цифровыми технологиями и, конечно, любовь к
творчеству.
90 % участников Школы, как и я, как и основная
масса библиотекарей на сегодняшний день, по сообщению М. П. Захаренко, «попали
в библиотеку случайно».
Вопреки статистике в нашей ЦБС за последний
год отмечается приток молодёжи. В 2020 году трудоустроено 15 молодых
сотрудников. Для закрепления в отрасли молодых специалистов на базе отдела
развития библиотек и продвижения чтения образован Совет молодых библиотекарей,
так как не только привлечение молодых кадров, но и их поддержка, создание
благоприятных условий для развития в профессиональной деятельности – это
вопросы кадровой политики, требующие особого внимания.
Научно-технический прогресс, развитие
digital-технологий подчиняют себе все сферы жизни и побуждают адаптироваться к
новым, постоянно меняющимся условиям. На тренинге И. Г. Кононовой
«РазУмная библиотека» мы думали над тем, какой будет библиотека будущего под
влиянием внешних и внутренних факторов. По представлениям нашей команды, в
библиотеке будущего всегда много людей из разных слоёв общества – это
досугово-деловой центр, «точка кипения – 24/7», где проводятся мероприятия для
детей и взрослых, уделяется внимание социализации инвалидов, партнерским
программам, работе с волонтерами, есть место психологической разгрузки и многое
другое, процессы роботизированы, даже предусмотрено считывание RFID-меток с
книг в линзах библиотекарей. Конкурентоспособность библиотеки будущего среди
других учреждений сохранится при наличии уникального предложения для читателя.
Столь «умной» библиотека будущего станет, конечно же, с помощью наших усилий,
креативности, мощных проектов, поступательного развития и привлечения в
библиотеки профессионалов из других областей.
Встреча с Натальей Шеррюбле, молодым и
лучшим библиотекарем года – 2021 из с. Кочубеевского, вдохновила меня и
других «школьников». Оставаться в повседневной работе ярким, эмоциональным,
гореть любимым делом – это идеальный жизненный сценарий, это возможно и это
выполнимо – вот, что мы увидели в ролике-визитке, который милая девушка нам
продемонстрировала.
Мне тоже посчастливилось поделиться опытом
на площадке мастер-классов «Вирус новых технологий» вместе с классными
специалистами из Астрахани (П. Опанюк) и Ростова-на-Дону (А. Герина)
– выпускниками школы прошлых лет. Они тепло отзывались об организаторах и
благодарили их за то, сколько уверенности вселила в них Школа, помощь в
понимании места современной библиотеки в жизни общества и собственно роли
библиотекаря.
Цифровизация позволила библиотекам в период пандемии 2020 г. осуществлять обслуживание пользователей и проводить мероприятия дистанционно и при этом не только остаться на плаву, но и пройти путь «от блэкаута к звёздам». Без «звёздных» технологий, примеры использования которых были представлены на площадке, уже сложно представить современную библиотеку. А. Герина рассказала об опыте проведения военно-патриотического онлайн-квеста и создания аудиогида на платформе izi.travel – кстати, для этой платформы ЦБС г. Армавира тоже разработали несколько маршрутов: "С мыслью о матерях", "Культурное наследие. Дангулов Савва Артемьевич", "45 параллель - линия солнца Армавира".
П. Опанюк
учил правильно «мутить медиа»: по-настоящему «годный контент» имеет в основе
конкретную идею, строится на искренности, скрупулезной подготовке, командной
работе операторов, видеографов, сценаристов, волонтёров и приносит удовольствие
зрителю. Все маленькие секреты записаны в блокнотики и взяты на вооружение. Е. Цымбал,
молодой библиотекарь из г. Челябинска, дала несколько советов о том, как найти
инфоповод для публикации в соцсетях и СМИ библиотекам и о чем писать не стоит –
это полезная информация, при том что сегодня каждая библиотека представлена в
сети Интернет.
Я рассказывала об онлайн-марафонах –
наиболее успешных мероприятиях, которые проводились Централизованной
библиотечной системой г. Армавира: о целях и задачах, выборе концепции,
процессе создания, в завершение мной проведён мастер-класс по организации
онлайн-марафона ко Дню мороженого. Со всеми заданиями ученики Школы справились
и сумели найти необычный подход, заполнив тематические кластеры - история,
технология, литература, искусство и др., «школьники» вошли во вкус, даже
предлагалась идея арт-перфоманса с рисованием мороженым картин Малевича.
Продолжение следует…
(2 часть - см. Постижение мастерства. Продолжение)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!