2 часть. Начало - см. Молодые молодым, или как найти себя в библиотеке
Необычайное удовольствие получено участниками Школы молодого библиотекаря при посещении модельных библиотек в с. Новоблагодарном Предгорного района, и собственно, в г. Пятигорске. В нашем городе ещё пока нет модельных библиотек, поэтому наглядный пример модернизированной библиотеки был очень интересен.
Как организовывается небольшое пространство, как в библиотеке с. Новоблагодарного, и большое, как в г. Пятигорске: эргономичность, модная трансформирующаяся мебель, расположение зон для чтения, коворкинга, читального зала.Цветовое решение интерьера, выбор меблировки соответствовали функциональному назначению каждого помещения. Хотелось испытать на мягкость каждый диванчик, взять в руки новенькие, манящие к себе книги, разглядывать занимательные выставки. И при этом площадь помещения не имеет значения, любое пространство можно сделать комфортным для читателя.
Готовящаяся стать «Народной курортной библиотекой» библиотека г. Железноводска, которая находится в городском доме культуры, тоже гостеприимно приняла «делегацию школьников».
Директор ЦБС г. Железноводска Елена Леончик показала проект модернизации данного филиала,
а Герина Анна из г. Ростов-на-Дону провела игру-практикум «Трансформер-блок: мы меняем библиотеку». Нужно было распланировать библиотечное пространство, поработав с экспликацией помещений, испытав себя в роли дизайнера и архитектора, определить расположение событийной зоны, коворкинга, зоны для чтения, технических и других помещений.
Пришлось поднапрячься, так как сложно держать в голове десятки факторов и условий размещения отдельных компонентов, например, коммуникаций, детской зоны, доступности услуг для людей с ограниченными возможностями, сделать так, чтобы читатели увидели весь спектр услуг библиотеки, и не забыть об экспозиции, связанной с её именем, направленностью. Эти задачи решаемы и оригинальную задумку всегда можно воплотить в жизнь, нужно только захотеть, выйти из позиции жертвы и посмотреть на ситуацию под другим углом.
Чтобы эффективнее развиваться, привлекать
больше внимания и, соответственно, повышать узнаваемость библиотеки как бренда,
помимо собственных ресурсов необходимы дополнительные – ресурсы партнёров.
Примеры таких плодотворных союзов показали совместные с библиотеками и другими
учреждениями проекты СРОО «Бюро социальных инициатив», ассоциации
«Институт Социальных Перспектив», ЦМИТ «Hi-tek импульс», ИРЦ «Гражданское
партнёрство».
Нам рассказали о том, как найти общественные
ассоциации и организации с такими же целями, и на пересечении общих интересов
наладить социальное взаимодействие.
Важно определять позиции для сотрудничества
в реализации сильных и значимых инициатив и активностей. Как показывает
практика, чаще всего интересуются интерактивными, культурными, литературными,
просветительскими и образовательными проектами для детей, подростков и
молодёжи.
Приглашённая гостья Н. Песчанская,
заместитель директора Издательства «Детская литература», выступила с докладом о
подростковом чтении и представила свежеизданные книги для подростков.
Отдельно хочется отметить сборник, подготовленный заведующей библиографическим отделом ЦГБ им. М. Горького г. Пятигорска Л. В. Сазановой о повседневности и самобытной жизни различных профессиональных и сословных групп, проживавших на территории Кавказских Минеральных Вод начала ХХ века - книга «Истории курортной жизни». Это богатейший краеведческий материал, собранный с трудом (обо всех способах Лариса Владимировна, конечно же рассказала) и оформленный с учётом лингвистических особенностей и исторических реалий того времени.
В общем, скучать было некогда, при этом все
тренинги и практикумы предполагали работу в командах, которые формировались
каждый раз заново, что позволило познакомиться в совместном творчестве с
удивительно талантливыми участниками Школы, со всеми пообщаться, понять, что
они находятся в той же ситуации, что и ты – таким образом наладились
профессиональные коммуникации.
При выполнении заданий наш мозг все время
напряженно работал с КПД сверх нормы. Проводя библиотрансформации, «школьники»
параллельно, незаметно для себя, трансформировались сами: обрели полезные
практические навыки, определили направления саморазвития, раскрыли творческий
потенциал, который откроет путь к успешной карьере, и убедились в правильности
выбранной профессии.
Насыщенная тренингами и практикумами
программа была разбавлена релаксом – экскурсиями по местным красотам. Весьма
приятное дополнение, во время которого мы сблизились ещё больше, пропитались
горным воздухом, порадовали глаз бесконечными видами и прониклись историей,
посещая объекты культурного наследия.
Вручение сертификатов участникам XVIII межрегиональной школы молодого библиотекаря символично состоялось на территории музея-заповедника у домика М. Ю. Лермонтова. А отдельные участники отмечены специальными сертификатами.
Жаль было расставаться.
Хочу сказать несколько слов благодарности
организаторам Школы.
Программа обучения не только грамотно
систематизирована, интеллектуально наполнена в плане объёма знаний и в плане их
разнообразия, но и обеспечивает мотивацию на совершенствование своей
компетенции. Информационные технологии в новых условиях взаимодействия
библиотеки и пользователей - действительно актуальная тема, освоение которой
поможет в повышении продуктивности профессиональной деятельности.
Впечатления после окончания Школы потрясающие.
В тёплой и дружественной атмосфере мы прокачали перспективные soft skills,
которые необходимы сегодня как никогда и готовы покорять библиотечное
пространство.
P.S. Ещё один вывод, который сделала, пройдя
Школу: даже если ты «попал в библиотеку случайно», то это наверняка не просто
так.
Прекрасная статья. Очень познавательно и интересно. Надо затянуть нашу молодежь в библиотеки.
ОтветитьУдалитьКонечно надо. У молодежи больше возможностей и много свежих идей)
Удалить