четверг, 17 июня 2021 г.

Молодые молодым, или как найти себя в библиотеке

Куда идти и где взять вдохновение, если ты недавно пришёл в профессию и ты – библиотекарь? На занятиях Межрегиональной школы молодых библиотекарей, которую в 18-й раз (!) проводит Ставропольская краевая библиотека для молодёжи им. В. И. Слядневой при содействии министерства культуры Ставропольского края, Российской государственной библиотеки для молодёжи, молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации и журнала «Молодые в библиотечном деле» – да, снова в школу и если учиться, то только у лучших!

Принимала участие я впервые. И когда нас поприветствовали организаторы Школы: Людмила Фёдоровна Игнатова, директор СКБМ им. В. И. Слядневой, Ирина Геннадьевна Кононова, заместитель директора, Майя Владимировна Колгина, заведующий методическим отделом и Флоренс Николаевна Орлова, директор ЦБС г. Пятигорска, на базе которой в этом году проходили занятия, и сообщили, на что нацелена Школа в этом году и какие приглашены спикеры то я поняла, что попала по адресу. Ведь живое общение с экспертами в своём деле бесценно.

Более 40 участников из разных уголков страны: Астрахань, Армавир, Ростов-на-Дону, Челябинск и принимающая сторона, коих было большинство – Ставрополье. Они все теперь мои друзья, обещали не терять связи и при надобности оказать помощь.

Забегая вперёд, скажу, что я стала 1111 участником Школы (у меня «крутые номера»), но это, конечно, не единственная радость. Ведь такое количество прошедших Школу свидетельствует о высоком уровне организации, значении и, можно сказать, миссии в профессиональном становлении молодых библиотекарей.

С Мариной Павловной Захаренко, заместителем директора Российской государственной библиотеки для молодёжи, председателем молодёжной секции РБА, в формате видеоконференции обсудили Стратегию развития библиотечного дела на период до 2030 года и тенденции в профессиональной сфере. Существенным было дополнение о молодёжи, обладающей надпрофессиональными навыками, которые делают её способной противостоять вызовам современности. Филологу по образованию и по совместительству молодому библиотекарю, мне помогают в работе тяга к новым знаниям, держать высокий темп в условиях многозадачности, «дружба» с цифровыми технологиями и, конечно, любовь к творчеству.

90 % участников Школы, как и я, как и основная масса библиотекарей на сегодняшний день, по сообщению М. П. Захаренко, «попали в библиотеку случайно».

Вопреки статистике в нашей ЦБС за последний год отмечается приток молодёжи. В 2020 году трудоустроено 15 молодых сотрудников. Для закрепления в отрасли молодых специалистов на базе отдела развития библиотек и продвижения чтения образован Совет молодых библиотекарей, так как не только привлечение молодых кадров, но и их поддержка, создание благоприятных условий для развития в профессиональной деятельности – это вопросы кадровой политики, требующие особого внимания.

Научно-технический прогресс, развитие digital-технологий подчиняют себе все сферы жизни и побуждают адаптироваться к новым, постоянно меняющимся условиям. На тренинге И. Г. Кононовой «РазУмная библиотека» мы думали над тем, какой будет библиотека будущего под влиянием внешних и внутренних факторов. По представлениям нашей команды, в библиотеке будущего всегда много людей из разных слоёв общества – это досугово-деловой центр, «точка кипения – 24/7», где проводятся мероприятия для детей и взрослых, уделяется внимание социализации инвалидов, партнерским программам, работе с волонтерами, есть место психологической разгрузки и многое другое, процессы роботизированы, даже предусмотрено считывание RFID-меток с книг в линзах библиотекарей. Конкурентоспособность библиотеки будущего среди других учреждений сохранится при наличии уникального предложения для читателя. Столь «умной» библиотека будущего станет, конечно же, с помощью наших усилий, креативности, мощных проектов, поступательного развития и привлечения в библиотеки профессионалов из других областей.

Встреча с Натальей Шеррюбле, молодым и лучшим библиотекарем года – 2021 из с. Кочубеевского, вдохновила меня и других «школьников». Оставаться в повседневной работе ярким, эмоциональным, гореть любимым делом – это идеальный жизненный сценарий, это возможно и это выполнимо – вот, что мы увидели в ролике-визитке, который милая девушка нам продемонстрировала.


Мне тоже посчастливилось поделиться опытом на площадке мастер-классов «Вирус новых технологий» вместе с классными специалистами из Астрахани (П. Опанюк) и Ростова-на-Дону (А. Герина) – выпускниками школы прошлых лет. Они тепло отзывались об организаторах и благодарили их за то, сколько уверенности вселила в них Школа, помощь в понимании места современной библиотеки в жизни общества и собственно роли библиотекаря.

Цифровизация позволила библиотекам в период пандемии 2020 г. осуществлять обслуживание пользователей и проводить мероприятия дистанционно и при этом не только остаться на плаву, но и пройти путь «от блэкаута к звёздам». Без «звёздных» технологий, примеры использования которых были представлены на площадке, уже сложно представить современную библиотеку. А. Герина рассказала об опыте проведения военно-патриотического онлайн-квеста и создания аудиогида на платформе izi.travel – кстати, для этой платформы ЦБС г. Армавира тоже разработали несколько маршрутов: "С мыслью о матерях", "Культурное наследие. Дангулов Савва Артемьевич", "45 параллель - линия солнца Армавира"

П. Опанюк учил правильно «мутить медиа»: по-настоящему «годный контент» имеет в основе конкретную идею, строится на искренности, скрупулезной подготовке, командной работе операторов, видеографов, сценаристов, волонтёров и приносит удовольствие зрителю. Все маленькие секреты записаны в блокнотики и взяты на вооружение. Е. Цымбал, молодой библиотекарь из г. Челябинска, дала несколько советов о том, как найти инфоповод для публикации в соцсетях и СМИ библиотекам и о чем писать не стоит – это полезная информация, при том что сегодня каждая библиотека представлена в сети Интернет.

Я рассказывала об онлайн-марафонах – наиболее успешных мероприятиях, которые проводились Централизованной библиотечной системой г. Армавира: о целях и задачах, выборе концепции, процессе создания, в завершение мной проведён мастер-класс по организации онлайн-марафона ко Дню мороженого. Со всеми заданиями ученики Школы справились и сумели найти необычный подход, заполнив тематические кластеры - история, технология, литература, искусство и др., «школьники» вошли во вкус, даже предлагалась идея арт-перфоманса с рисованием мороженым картин Малевича.



Продолжение следует…

(2 часть - см. Постижение мастерства. Продолжение)

О. Сычева,
завсектором аналитики и инноваций
отдела развития библиотек и продвижения чтения
ЦГБ им. Н. К. Крупской


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!