среда, 2 апреля 2014 г.

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 — 1940 гг.)

БУЛГАКОВ, МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ, русский писатель и драматург, родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 г., по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г., получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губернии, затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов «Записки юного врача» (1925–1926 гг.).
Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. После Октябрьской революции 1917 г. писатель вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений. Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.
Первый его фельетон «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М. Б. в газете «Грозный» в 1919 г., давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России, так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!». Писатель не верил в «очистительную силу» революции, видя ее тяжелые последствия для общества. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями.
В 1921 г. Булгаков приехал в Москву и начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923 г.), которая не была издана при жизни писателя. Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925 г.). В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы: «Роковые яйца» (1925 г.) и «Собачье сердце» (1925 г., опубл. в 1968 г.). В 1925 г. Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия», работу над которым начал еще во Владикавказе. В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, получившей впоследствии название «Дни Турбиных» (1926 г.). Спектакль «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1926 г. во МХАТе, имел огромный успех у зрителей. Спектакль выдержал 987 представлений. Вскоре писатель написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х – «Зойкина квартира» (1926 г., шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927 г.) и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928 г.).
В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В марте 1930 г. писатель обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не публиковались. В 1936 г. Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В 1938 г. он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена.

В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929 г., получившего в 1937 г. название «Мастер и Маргарита». В это время писатель уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940 г., за месяц до смерти писателя. За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков пытался опубликовать роман, но только в 1967 г. роман появился в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. Умер М. А. Булгаков в Москве 10 марта 1940 г.

Точных данных о пребывании Михаила Афанасьевича в Армавире не имеется. Но в его бессмертном произведении «Мастер и Маргарита» запечатлен сатирический образ бдительного жителя города с котом-Лже-Бегемотом, а на одной из улиц города по этому случаю даже установлен памятник. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!