четверг, 22 мая 2014 г.

… И возвели над бегом времени его на всех семи ветрах …

Исторические факты образования Армавира в трудах краеведов

Иванов, Е. М. Армавир – мой город родной (аул – селение – город) / Е. М. Иванов. – Армавир, 1996.
"По Совету № 79. Канцелярия наместника Его Императорского Величества на Кавказе. Отделение хозяйства. 20 марта 1912 г. № 689 г. Тифлис"
«Во времена завоевания Кавказа, в одну из экспедиций в горы правого фланга отряд среди горских магометанских аулов встретил поселение горцев христиан Армяно-Григорианского вероисповедания. По соглашению с начальником нашего отряда они выведены были из гор и поселены аулом на левом берегу р. Кубань, против станицы Прочноокопской. Это водворение состоялось в 1837 году, причем аул был назван Армяно-Армавирским и вошел в состав мирных горских аулов Нижне-Кубанского приставства, впоследствии Урупского округа. Аулу было тогда же отведено административным порядком окружающее его свободное пространство земли в пользование...».
Щербина, Ф. А. История Армавира и черкесогаев / Ф. А. Щербина. – Краснодар, 2010.
 «Здесь, в наскоро сколоченных саклях, без всяких удобств и сколько-нибудь серьезных укреплений, осели... предприимчивые и энергичные люди ... Это были черкессо-гаи, черкесские или горские армяне».
«Это был обыкновенный черкесский аул, примитивно укрепленный. С трех его неравных сторон огибала канава, а с четвертой — он примыкал к левому берегу Кубани.
Канава была в 4 аршина глубины и шириной. Вдоль канавы, изнутри аула, возвышался вал из насыпной земли, а по валу поставлены были два плетня, между которыми насыпана земля. В трех местах этой ограды были устроены деревянные ворота, у которых находилась стража»
Первыми жителями аула были горские армяне 12 фамилий:
Каспаровы, Сеферовы, Кусиковы, Шахановы, Бароновы, Айдиновы, Назаровы, Азгимовы, Каплановы, Мосбсовы».

Ктиторов, С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839–1918 гг.) / С. Н. Ктиторов. – Армавир, 2002.
«Одной из групп местного населения, имевшей наиболее стойкую пророссийскую ориентацию, были черкесо-гаи (черкесские, горские армяне) — будущие первопоселенцы Армавира. С началом военной колонизации Закубанья Россия стала для них залогом существования и сохранения национальной идентичности. Существуют различные версии о происхождении черкесо-гаев, следует отметить, что переход армян в Горы Северного Кавказа (причем отнюдь не только в Черкесию) был процессом не одномоментным. Переселение включало в себя разные потоки, как из Армении, так и из Крыма и могло охватывать длительный период с X—XI вплоть до XVII в. Проведя в горах несколько сотен лет, армяне практически полностью утратили свой национальный облик. Черкесо-гаи переняли у адыгов их язык, нравы, обычаи и основные элементы материальной культуры, однако сохранили свое этническое самосознание и армяно-григорианскую веру»...
Погосян, Л. А. Армянская колония Армавира / Л. А. Погосян. – Ереван, 2010.
«Об основании армянского поселения более подробно сообщает генерал Засс в 1839 году начальнику астраханской армянской епархиальной консистории архиепископу Серовбе. Генерал пишет: «Уже несколько лет, как используя все благоприятные моменты, успел переселить 300 семей армян из горных районов на равнины Кубани, которые поселились на левом берегу р. Кубани напротив Прочно-Окопского укрепления, и с военной и с гражданской стороны они всем обеспечены».
Местность была подобрана почетными стариками черкесскими армянами и военным начальством. В двух километрах от «Армянского аула» находилось Прочно-Окопское укрепление. С другой стороны, на юге, на берегу реки Уруп возвышалось Георгиевское укрепление, а с третьей, на западе, на границе черкесов у реки Лабы новая военная оборонительная линия…
Своеобразный интерес представляет история название нового поселения. «Благодетель армян генерал Засс предложил инспектору-священнику П. Патканяну. ещё в 1843 году отыскать подходящее название для нового поселения. Инспектор-историк сперва предложил название Айкашен, но черкесские армяне не согласились, так как по-черкесски слово «айк» означает собака, потому и назвали поселение Армавир, по названию столицы армян-гайказу-нидов». Дано разрешение от Кавказского наместника «Переименовать Армянский аул в Армавирский аул».

Использованы фотографии из книги:
Ктиторов, С. Н. Лики старого Армавира: Кубанское селение на почтовой открытке начала ХХ века / С. Н. Ктиторов. Армавир, 2010.

10 комментариев:

  1. Я попал на ваш блог случайно, моя бабушка Попова из черкесгаев. У меня никого не осталось, чтобы узнать побольше об этих людях, знаю, что родственниками были Шахановы, Бароновы и Муратовы ... даже помню серебро - ложки, вилки с инициалом "Ш"- Шахановы, видимо приданное от прабабки Шахановой, деду Попову. Были купцы и были богатыми до революции ... спасибо за пост

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Lado! Очень жаль, что Вы далеко, родословные можно найти у нас в городском архиве. А фамилии известные у нас в Армавире. Еще остались здания особняков, например, купцов Баронова, Попова...
      Вот что пишет краевед Е.М. Иванов:
      "Прибыли в Армавир и осели в Натухаевском квартале в 1837 г.: Барон, Мелкон, Антон, Назар, Накар, Яков, Никит, Лукьян, Иосиф.
      В Ергухаевском квартале осели прибывшие в 1893 г.: Антон, Минай, Христофор, Егор, Лукьян, Емельян, Карп"
      Далее г-н Иванов перечисляет представителей рода, которые были награждены орденами и медалями за участие в Кавказских войнах. И - таблицы родословной Бароновых. Очевидно, какая-то ветвь - Ваша.
      Фамилия Поповых у Иванова встречается в родословной купцов Каспаровых (в Армавире очень известен их потомок Борис Минавевич Каспаров, писатель)
      Еще порекомендую труд: Щербина, Ф. А. История Армавира и черкесогаев / Ф. А. Щербина. – Краснодар, 2010.
      Щербина есть в инете, мы со своей стороны можем только послать Вам сканы страниц из этих книг, касающиеся Вашего вопроса. Наш адрес omo-cbs4@mail.ru
      Армавирочка желает Вам удачи!

      Удалить
  2. Спасибо огромное, я найду труд Щербина, но может со временем и сканы попрошу у вас, все что у меня осталось несколько фотографий в семейном альбоме. Я бы с удовольствием приехал в Армавир, но живу уж очень далеко, хотя кто знает может в 2016-м приеду посмотреть на дома Бароновых и Попвых ... удачи вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Lado! Фамилии хоть и известные, но ответвлений много, имена бы хорошо еще знать... У Сергея Ктиторова есть фото с домами купцов. (Ктиторов, С. Н. Лики старого Армавира: Кубанское селение на почтовой открытке начала ХХ века / С. Н. Ктиторов. Армавир, 2010). Щербину найдете на этом сайте: http://86137.ru/sherbina.pdf
      еще посмотрите тут: http://86137.ru/foto_old_muratov.htm
      и тут: http://86137.ru/foto_old_baronov.htm
      Пишите. Чем сможем - поможем!

      Удалить
  3. Спасибо за информацию. Хотя, конечно вряд ли что осталось в современном Армавире от моей семьи. Я помню что прадеда завали Аким Минаевич Попов ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lado, думаю что осталось - в архиве, в регистрационных книгах храма (армянской церкви, а она у нас старейшая, ровесница поселению Армавир), где возможно крестились ваши предки... По крупицам можно было бы собрать информацию... но для этого конечно нужны и возможности, и время... Спасибо Вам за комментарии, приятно видеть Вас на страницах блога)))

      Удалить
  4. Так к кому ближе черкесо-гаи,к адыгам,или к армянам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Борис, риторический вопрос)))). По образу жизни, культуре, обычаям, ближе к адыгам. Но по религии - к армянской апостольской церкви. Ведь адыги были либо язычниками, либо мусульманами, черкесо-гаи же сохранили христианскую веру.

      Удалить
    2. Поговорим на эту тему?

      Удалить
    3. Борис, приходите в библиотеку, наши краеведы ответят на все ваши вопросы.


      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!