среда, 13 июля 2016 г.

Сладок дым своего очага...



Ассирийцы…Их по праву можно назвать одним из самых загадочных народов на земле.
Они были первыми: первая государственность на Древнем Востоке, первый университет, первая музыкальная нотапись, первая поваренная книга, первый наркоз, первая в мире богатейшая библиотека Ашурбанипала, не говоря уж о таком чуде света, как висячие сады Семирамиды…
Древняя Ассирия как государство сложилась в Северной Месопотамии в конце III тысячелетия до н.э., и просуществовало до конца VII века до н.э.

И сегодня, спустя почти полторы тысячи лет после падения Великой Ассирийской империи, этот древний народ продолжает жить в своих потомках. «Вероятно, национальный характер современных ассирийцев несет на себе печать исторической культуры пращуров, – думала Армавирочка, – Вот бы с ней познакомиться!».

А с тех пор, как в читальном зале библиотеки появилась новая молодая и талантливая сотрудница Асьят Пуресева, Армавирочка не давала ей покоя уговорами поучаствовать в работе блога и написать статью для ее проекта ЧУВСТВО РОДИНЫ.

Ведь Асьят – почетный представитель древнего и малочисленного народа. И хоть родилась Асьят в Армавире, ее прабабушка и многочисленные родственники жили и живут в селении Урмия под Армавиром, которое является единственным местом компактного проживания ассирийцев в России. Урмия – родина известных людей:  здесь родились целительница и астролог Джуна Давиташвили (Евгения Ювашевна Сардисова), российский лингвист, семитолог Михаил Юханович Садо, российский футболист Александр Николаевич Алхазов.
 Но, обо всем по-порядку расскажет сама Асьят.

 Начало

 
«Я – Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь всего света, царь Ассирии, послушный великим богам, хранитель истины, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов...
Силою бога... моего владыки, я осадил и взял 75 могучих городов, крепостей страны Халди, а также 420 малых городов, что в окрестностях их, и добычу их добыл...»
Такие слова приказал высечь на камне своим мастерам Синахериб, царь великой и мощной ассирийской державы.  


Царствование Синаххериба 
(705—681 гг. до н.э.)
Ассирийская империя образовалась в XIV веке до н. э. в Месопотамии, между Евфратом и Тигром, в северной части этого района. Государство подчинило себе множество народов. Об Ассирии пошел слух как о могучей державе, силе, которую никто и ничто не сможет остановить. В период наибольшего своего расцвета владения Ассирии простирались от Египта на Западе, до Закавказья на Севере и Индии на Востоке.
В Ниневии, столице Ассирии (именуемой так в честь царя Нина), и других городах, населенных ремесленниками и торговцами, учеными и художниками, цивилизация процветала как никогда прежде.

Стелла с изображением Ашшурбанипала
В Нивении ассирийский царь Ашшурбанипал основал невиданное для Древнего мира предприятие – библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные клинописные тексты – от литературных до медицинских рецептов. Эту древнейшую библиотеку иногда называют "вавилонской". Даже аргентинский прозаик Борхес – возможно, сознательно – не избежал этой ошибки, представив себе эту первичную библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и, следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый язык шумеров.


Ассирийская армия
В течение многих веков ассирийское государство не знало поражений.
Но любым победам приходит конец. Бесконечные войны истощили и ослабили Ассирию. Покоренные народы дождались своего часа. В 612 г. до н.э. объединившиеся Вавилон и Мидия пошли на Ниневию. Великий город был разграблен. Тысячелетнее общество распалось. Одна из древнейших империй перестала существовать и так и не сумела оправиться от этого поражения.
C VII века ассирийский народ жил на территории арабского халифата, а с XVI в. Османской империи и Персии. Ассирийцы остались без Родины, и ничто не могло помешать их исчезновению и растворению среди других народов в других государствах, сменявших друг друга на территории Северного Междуречья, если бы они не приняли христианство, которое сразу обособило ассирийцев от окружающего враждебного мира.

Спасенные верой

«Поскольку брат мой один, а народа моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!».
Патриарх Мар Беньямин Шимун
Комаров Н. Апостол Петр
Ассирийский народ, рассеявшийся после падения державы, не утратил свою самобытность и уже в I веке входит в историю христианской церкви. Ассирийская Церковь Востока основана в Месопотамии, в Багдаде. Основателем ее считается Шимун Кифа (апостол Пётр). Все последующие ассирийские патриархи в память об апостоле Петре стали носить звание «Мар Шимун», которое переводится как «Святой Симон». Симон – имя апостола от рождения, а Петром ученика назвал Иисус Христос. Веками титул ассирийского патриарха передавался по наследству сыну брата главы Церкви.
И вот, 30 марта 1903 года, в Вербное воскресенье, патриархом становится шестнадцатилетний Беньямин Мар-Шимун, сын Асьят Камбар и Эшая Мар-Шимуна, племянник патриарха Рувеля XVIII Мар-Шимуна.
Время, на которое выпало его правление, было тяжелым для ассирийцев. В 1914 г. вспыхнула Первая мировая война. Турция, выступившая на стороне Германии, пыталась заставить ассирийцев воевать против России. Но Патриарх не позволил призвать ассирийцев в турецкую армию. Отношения обострились.  Вооружённые турками курды стали совершать частые набеги на ассирийский народ.
Турецкие власти пытались заставить Мар-Шимуна подчиниться, взяв в плен его брата Хормизда. Но Мар-Шимун ответил, что после всех ужасов, творимых турками над ассирийцами это невозможно. Хормизд был казнен в Мосуле.
Ассирийцы героически сражались с многократно превосходящими в численности и вооружении турками и курдами. Однако силы были не равны.
Осенью 1915 года в условиях постоянного нападения неприятеля ассирийский народ совершил стоивший огромных жертв героический переход к местам дислокации русских войск в Северо-Западном Иране. Для официального закрепления русско-ассирийского союза с патриархом лично встречался дядя Николая II, князь Николай Николаевич.
В 1917-1918 годах после революционных потрясений в России, приведших к разложению в войсках, Ассирийский батальон в Иране оказался единственной силой, вставшей на пути полного уничтожения христиан. Полгода ассирийцы обороняли Урмию от турецких войск и курдов, видя в  патриархе Мар-Шимуне символ объединения нации.
Понимая роль Мар-Шимуна в ассирийском сопротивлении, враги пошли на подлость, предательски убив его в 1918 году после окончания переговоров о перемирии с курдским племенным лидером Симко. Также в этих переговорах участвовал и был тяжело ранен полковник русской армии Алексей Николаевич Кондратьев, ранее командовавший первым ассирийским стрелковым батальоном, действовавшим в составе русской армии.
Геноцид ассирийцев
В памяти каждого ассирийца остался жизненный подвиг и мученическая смерть патриарха Бениамина Мар-Шимуна, олицетворявшего трагическую судьбу всего ассирийского народа, а также ставшего символом близости между ассирийцами и Россией.
В результате геноцида во время и после Первой мировой войны в России оказалось около 30 тысяч ассирийцев. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань.
Кубанские казаки с сочувствием отнеслись к ассирийцам и пустили их в 1924 году на свой хутор. Власти выделили на 200 человек 350 га земли. Ассирийцы дали поселку название далекого родного города Урмия. В настоящее время это единственное место компактного проживания ассирийцев.



 

Урмия: Чувство Родины

«В одном царстве, на одной земле жил охотник по имени Харибу. Мудрый был наш охотник, и чистое сердце было у него. Кусок хлеба Харибу не съест один, соседей позовет, с ними разделит хлеб. День и ночь двери дома его были открыты и малым и большим. Зайдешь голодный – выйдешь сытый. Зайдешь печальный – выйдешь веселый.  Зайдешь с заботой тяжелой –  поделишься ею с Харибу и с легким сердцем уходишь домой».
Ассирийская сказка «Охотник Харибу»

В 1924 году на Кубани, в 30 километрах от Армавира, на берегу реки Синюха ассирийцы основали село, назвав его именем своего древнего города – Урмия.
Жители Урмии, подобно герою ассирийского фольклора охотнику Харибу, обладают чистым сердцем, небывалым радушием и гостеприимством. Стоит лишь ступить на урмийскую землю, чтобы убедиться в этом и ощутить себя частью великой нации. Двери жителей этой деревни всегда открыты, они не замыкают дома, а наоборот, всегда с радостью ждут гостей. Только гость появится на пороге, как дела откладываются, и все внимание уделяется ему. В этом я убедилась на собственном опыте, приехав на свою малую и достаточно молодую Родину.
Этот небольшой кубанский поселок состоит из трех улиц: Заречной, Магистральной и Почтовой (Центральной), 250 дворов и почти семи сотен человек. Урмию без преувеличения можно назвать сокровищницей ассирийской империи. Здесь трепетно берегут ассирийские обычаи, традиции и стремятся к единению.
Церковь – библиотека – школа – сельский клуб: эта маленькая на первый взгляд цепочка ключевых мест Урмии на самом деле является мощным звеном, сохраняющим великую нацию.  

Обитель веры...


В Урмии построили церковь, о которой давно мечтали ассирийцы. Церковь преподобного Ефрема Сирина была заложена в Урмии еще в 1994 году. Сейчас она полностью функционирует и укрепляет веру селян. Для народа, принявшего веру Христову среди первых, наличие ассирийской церкви имеет особое значение. Ведь именно принятие христианства сплотило ассирийцев, помогло сохранить национальный колорит и привнесло им лучшее, что есть в христианском мировоззрении: сострадание, терпение, мир. Национальный язык ассирийцев – арамейский, язык, на котором говорил сам Иисус Христос. Слышать богослужение на арамейском языке – мечта ассирийцев.
Шарыт Мар Гиваргис
Сегодня кроме ассирийцев на нем никто не говорит. Например, на арамейском «крест» звучит как «слыва», «Мар» – означает «святой, великий». Так ассирийцы особо чтут Мар Гиваргиса – святого Георгия Победоносца, Мар Тума – святого апостол Фому, Мар Ампрем-атурайя – святого Ефрема. Ассирийцы России воспитываются в православной вере. И почти в каждой ассирийской семье стоит портрет почитаемого национального героя: патриарха-мученика Ассирийской церкви Востока Беньямина Мар Шимуна. В 2018 году будет столетие со дня его смерти.

"Мартуха"
14 июня отмечается День святого Мар-Зайя, смысл которого в единении ассирийского народа. В это время готовится «мартуха», блюдо из муки, сливочного масла и сахара, которым затем ассирийцы угощают друг друга.
Ассирийцы религиозная нация, которая, если потеряет «духовную скрепу», распадется.
Точно также во избежание рассеяния, ассимиляции важно, чтобы велась просветительская деятельность среди ассирийцев.

Душа народа

Школа и Сельская библиотека села Урмия являются основными центрами сохранения ассирийской культуры, языка, письменности.
В библиотеке, например, помимо редкой литературы об ассирийском народе, можно посмотреть выставку «Язык - душа народа», привлекательную как заголовком, так и глубоким смыслом.
МБОУ СОШ № 27 села Урмия Курганинского района не позволяет письменности и устной речи уйти в небытие. Ассирийский язык здесь с удовольствием учат и ассирийские, и русские дети.
Чаще всего родному языку обучают по пособию Г. В. Арсаниса.  Учебный материал преподносится по принципу от простого к сложному и по методу хугайа (чтение слова по слогам). Хорошо усвоив хугайа, можно без всякого труда и безошибочно прочитать и написать любое сложное слово.
Также в школе дети учатся традиционным ассирийским танцам  «Шейхане» и «Кочари», без которых не обходится ни один праздник в Урмии.
Воспитанниками урмийской школы были такие известные люди, как Садо Михаил Юханнович, общественный и политический деятель России, видный ассирийский просветитель и востоковед,  Джуна Давиташвили (Евгения Ювашевна Саркисова = Бит-Саргиз), целитель, поэт, художник.

Колыбель культуры


Сельский клуб. Это скромное внешне помещение изнутри поражает своим величием. Сюжеты из ассирийского эпоса на стенах, оконные витражи с национальной символикой словно погружают нас на много тысячелетий назад в древнейшую ассирийскую империю. 
На праздники здесь собираются ассирийцы со всего мира. Практически до утра они исполняют песни, танцуют старинные и современные ассирийские танцы.


  В праздничные дни в Урмии вывешивается ассирийский флаг. Звезда в середине флага означает 4 конца света: север, юг, запад, восток. Красная и синяя полосы: реки Тигр и Евфрат, белая – Междуречье. 

Также у ассирийцев есть свой герб и гимн. Когда звучит гимн, все люди стоят и хлопают в ладоши. Под его мелодию можно и танцевать «Шейхане».
В этом году, 1 апреля, ассирийский народ отметил 6766 Ассирийский Новый год. В этот день ассирийцы собираются все вместе, где бы кто ни жил. А блюда, приготовленные по рецепту далеких предков, украшают новогодний стол. 
Одним из самых масштабных и ярких праздников является "Хубба", что в переводе с ассирийского означает "Дружба". 
Праздник ежегодно отмечается в начале мая на протяжении трех-четырех дней, практически без ночного отдыха. Программа фестиваля не ограничивается национальной музыкой и танцами. Ежегодно на празднике проводится турнир ассирийских футбольных команд России и стран СНГ. 
Ассирийский народ делает все возможное для сохранения и возрождения традиций и чтит память своих предков.

И вернулся народ...

 

В 1972 году силами жителей в Урмии был поставлен обелиск павшим за Родину воинам из этого села. На мемориальной доске высечены фамилии всех 53 человек. А в 2015 установлены памятные доски, в которых перечислены фамилии остальных ассирийцев-участников Великой Отечественной войны (всего из села ушло на фронт 103 человека).

Через многие испытания пришлось пройти ассирийскому народу. Но он выстоял. Сохранил свои традиции через века. Обрел новую Родину.

«Но сладок дым своего очага! И народ тот вернулся. Как муравьи разоренное гнездо по песчинке собирают,  так и люди опять сложили на родной земле свои дома.  <…>  и имя его пусть всегда будет в нашем сердце».   
                 Ассирийская сказка «Охотник Харибу».

 

   


6 комментариев:

  1. Ничего подобного не слышала, а ведь совсем поблизости от краевого центра находится это село. спасибо за рассказ, за знакомство с народом, традицией и культурой! Красивый танец

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, сама удивлена :). Хотела с Асей в Урмию сама проехать, да не получилось, но еще, я думаю, все впереди.

      Удалить
  2. Очень часто мы не знаем историю таких небольших поселений. Спасибо, что познакомили с историей и культурой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это правда, Наталия Викторовна, очень много забытых деревень и полузабытых народов. Проект ЧУВСТВО РОДИНЫ уже немного коснулся этой темы, и хорошо, что есть люди, которые занимаются историей этих селений, настоящие подвижники!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина. я с неподдельным интересом прочитала этот пост! Нахожусь в полном восхищении! Ничего подобного не слышала. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, сама не знала о таком селении, пока с Асей не познакомилась :)
      Я тоже очень люблю читать Ваши посты о тульских деревеньках, связанных с великими именами :)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!