Которые нравились мне…
Nautilus pompilius
С древнейших времен человека будоражит идея свободного полета. Эстетизация крыльев и летающих персонажей прослеживается во всех культурах земного шара. У каждого народа есть мифы и легенды на эту тему. Да и в художественной литературе образ человека-птицы не редкость.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птицы радости и печали. |
Драйпер. Оплакивание Икара. |
Франсуа Паскаль Симон Жерар. Купидон и Психея. |
В очередной раз Армавирочка, благодаря инициативным участникам клуба «Киноbook», открыла для себя нового автора и фильм, неожиданно потрясший ее глубоко лично. Признаться честно, какое-то время даже говорить не хотелось. Немного собраться с мыслями и привести в порядок чувства ей помогла чашка горячего и крепкого чая.
Смотрели на этот раз болгарский фильм 1979 года по повести Павла Вежинова «Барьер».
Смотрели на этот раз болгарский фильм 1979 года по повести Павла Вежинова «Барьер».
Павел Вежинов |
Отлично продуманный сценарий, гора смысла, профессиональная постановка режиссера Христо Христова и безупречная игра актеров подняли фильм на высоту, где кинокартина становится произведением искусства.
Экранизация оказалась очень близкой к тексту повести. О чем же она? Конечно о любви! И еще о тайнах человеческой природы, о творчестве, о свободе. Завязка сюжета основана на случайном знакомстве мужчины средних лет, сухого разведенного циничного музыканта Антония Манева (Иннокентий Смоктуновский), со странной молодой девушкой Доротеей (Ваня Цветкова). Довольно обычная тема, изжеваная неоднократно и в литературе, и в кинематографе, совершенно необычно, просто и глубоко раскрылась в «Барьере».
Экранизация оказалась очень близкой к тексту повести. О чем же она? Конечно о любви! И еще о тайнах человеческой природы, о творчестве, о свободе. Завязка сюжета основана на случайном знакомстве мужчины средних лет, сухого разведенного циничного музыканта Антония Манева (Иннокентий Смоктуновский), со странной молодой девушкой Доротеей (Ваня Цветкова). Довольно обычная тема, изжеваная неоднократно и в литературе, и в кинематографе, совершенно необычно, просто и глубоко раскрылась в «Барьере».
Герои произведения – две крайности, два мира, два начала, мужское и женское. Манев – известный композитор, относится к музыке, как к математике, полагается на теорию и точный рассчет. Он бесчувственный рационалист, убежденный, что о жизни знает все. Доротея же, словно существо из другого измерения, чувствительная и восприимчивая, умеет читать мысли, слышать музыку, глядя на одни только ноты и… летать. Зритель, как и сам Манев все время мечется между очевидностью чудес совершаемых девушкой и своим устоявшимся пониманием жизни, в которой их не может быть.
В развитии основного действия мы узнаем, что Доротея пережила сильное эмоциональное потрясение, связанное со смертью отца, новым замужеством матери и жизнью в доме своего похотливого дяди. Большинство посчитали, что от стресса девушка сошла с ума и стала вести себя необычно. Хотя, возможно, стресс просто открыл в ней доселе скрытые удивительные способности. Автор повести и режиссер фильма – дают возможность нам самим принять ту или иную точку зрения.
Армавирочке же вспомнилась известная легенда о птице из романа «Поющие в терновнике», где говорилось, что «все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…» Ведь именно разделив с Антонио свою боль, Доротея смогла взлететь вместе с ним к небу.
Шагал Марк Захарович. Над городом. |
Человек особенное существо – душа, несущая тело. Возможно, некая память о бестелесном своем существовании вызывает у него желание оторавться от земли и воспарить. Говорят, что когда-то существовали древние цивилизации людей, умевших летать. И кто знает, так это или нет… Что мы знаем о своих физических возможностях, о гравитации и об устройстве мира? На самом деле – ничтожно мало. Ведь чем шире становится область познания, тем сильнее растягиваются границы непознанного. Мы думаем, что твердо стоим на ногах!? Да, твердо… на вращающемся шаре, несушемся куда-то в бесконечную тьму… Скорее мы просто убедили себя в своей приземленности, цепляемся за камни, строим стены, ведь так спокойнее, жить за барьером.
Шагал Марк Захарович. Прогулка. |
А вот я что-то этот фильм не припомню. С удовольствием посмотрю на выходных, так заразительно Вы, Алиса о нем рассказали. Спасибо за предоставленную возможность полетать)))
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо за комментарий! Для меня, действительно, этот фильм стал приятным открытием. Желаю и Вам приятного просмотра )))
УдалитьЗдравствуйте, Алиса! Я тоже этот фильм не видела... Вы так заинтриговали... Хочется летать, а сны, в которых летаешь, уже не снятся.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за отзыв! Очень хотелось, не слишком пересказав фильм, рассказать о нем и о своих впечатлениях.
УдалитьАлиса,очень интересная статья,удачно интересно проиллюстрирована. Я не читала и не видела(тем более!)фильма по повести Павла Вежинова "Барьер".Заинтересовали!...Обязательно прочту сначала повесть и посмотрю фильм.После Вашей статьи невозможно не прочесть произведение...Спасибо! Действительно,ощутила какой-то подъём к "облакам"...пожалела в какой-то момент,что не умею летать...А захотелось...Ещё раз,благодарю за статью!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Геннадьевна! Спасибо Вам, за Ваш комментарий. Своими теплыми словами Вы вдохновляете людей на дальнейшее творчество. Кстати, есть еще один не менее интересный фильм "Птаха", если Вас так заинтересовала тема - обязательно его посмотрите.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо за рассказ о фильме, к своему сожалению не слышала о нем! Буду искать и смотреть!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за отзыв! Приятно будет узнать Ваше мнение о фильме или повести.
УдалитьОго, как оно написано красиво и увлеченно! Тоже не слышала о таком фильме, люблю смотреть кино, поэтому ставлю в список просмотра, благодарю, Алиса.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Фильм для меня действительно стал большим и хорошим открытием.
Удалить