воскресенье, 15 марта 2015 г.

...И будет вечно храм стоять...

Вода и камень — вечность Айастана,
Над ними дни и годы пролетят,
Но никогда турецкими не станут
Священный Ван и гордый Арарат.
Уникальный памятник истории, архитектуры и духовной культуры на армавирской земле – это Армянская апостольская церковь Успения Пресвятой Богородицы

Этот храм – не только старейшее здание в городе, с него начиналась его история. Поэтому, чтобы рассказать об этом храме, нужно окунуться в далекое прошлое…

История началась в 18 веке после разгрома Турции в войне (1768-1774).
Тогда, 1775 году, был подписан Кючук-Кайнарджийского мирного договор, по условиям которого Крымское ханство и Кубань стали независимыми и от Турции, и от России. Но вскоре турки заняли Тамань и собирались захватить Крым..
 В ответ русские войска оттеснили турок за Кубань и установили в Крыму власть русской императрицы. В этот период будущему фельдмаршалу, а тогда еще генерал-поручику Суворову, поручили построить укрепленную линию от Ставрополя до устья Кубани по правому берегу реки. По реке Кубань и прошла граница с Турцией.
В 1784 году по приказу Кавказского генерал-губернатора Потемкина недалеко от расположения Царицынской была построена крепость Прочный Окоп. На правый берег Кубани начали переселять донских казаков и казаков Черноморского войска. В 1794 году у крепости Прочный Окоп поселились 200 семей донских казаков. Так появилась станица Прочноокопская. По приказу генерала Ермолова 1817 году станицу перенесли вниз по течению из-за разливов Кубани, но поселение позже появилось и на старом месте. Сейчас это Старая Станица под Армавиром, а рядом с ней поселок Фортштадт, который прежде был солдатской слободой. Так, сама история подготовила благодатную почву для переселения горских армян на территорию Кубани.

   

  


***
«…И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Книга пророка Иеремии. Глава 29)
Считается, что большинство армян переселилось в горные районы Северного Кавказа в конце XV века из Крыма, где они жили после землетрясения в г. Ани западной Армении. 

***
К тому времени Османская империя полностью подчинила себе Крымское ханство и всюду насаждала ислам. Повергнутые религиозному гонению, армяне переселились на Кавказ в земли абхазов и адыгов (тогда еще христиан). Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились. Благодаря доброжелательным взаимоотношениям армян и черкесов, между ними стали возникать родственные связи. 
Армяне, взяв в свою семью черкешенку, сначала крестили ее, а затем венчали. Их язык приобрёл черты, сближающие его с адыгскими языками, однако они сохранили своё этническое самосознание и принадлежность к Армянской церкви. И когда в период кавказских войн усилиями Турции насаждался ислам, армяне его не приняли.
В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев — горских армян. Название черкесских армян – черкесо-гаи – происходит из собственного названия (гайк – прародитель армянского народа, отсюда – гайки, гаи), и от иноназвания народов, среди которых армяне прожили сотни лет – черкесы.
Турки истребляли немусульман и разжигали к ним ненависть среди народов, принимавших ислам на Кавказе, из-за чего черкесо-гаи начали переселяться из горных аулов к русской границе.
Записи в архиве католикоса в хранилище Матенадаран сообщают, что переселение на Кубань началось в 30-е годы 19 века. Руководил переселением командующий русскими войсками на Кубани генерал Засс. 

Засс сообщил армянскому патриарху в Астрахани: «Вот уже, наконец, я смог переселить с гор 200 семей армян в долину реки Кубань в безопасное место против крепости Прочный Окоп… Прошу включить их в Вашу духовную епархию и прислать им духовного пастыря».
Поселение появилось ближе к устью реки Уруп в 1839 году. На возвышении в том месте, где сейчас стоит армянская церковь, расчистили прямоугольник земли и построили сакли. К 1840-му году в ауле проживало уже 400 семей черкесо-гаев (горских армян), которые проповедовали христианскую армяно-григорианскую религию, которые переселились из мусульманских черкесских аулов под защиту русских единоверцев. Год 1839 считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название Армянский аул.
***
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Строительство церкви и возрождение в значительной степени забытых за годы проживания в горах христианских традиций и обрядности стали одной из первостепенных задач обустройства черкесо-гаев на берегах Кубани. По словам одного из военных чиновников К. Дульветова, «несмотря на перерождение в черкесов во всем, армавирцы твердо сохранили убеждение, что они армяне, григорианского исповедания». 
Генерал Засс специально распорядился, чтобы на новом месте «не было большого стеснения, наблюдена правильность улиц, и чтобы посредине всего поселения оставлена была площадь, достаточная для построения Церкви». 

По прошению генерала Засса императорское правительство выделило на постройку ссуду в размере 10000 рублей серебром. Появились и частные пожертвования: 5000 передал строительному фонду наместник на Кавказе князь Воронцов, 2000 рублей собрали жители армянского аула, 5000 рублей жертвует купец Вартанов, остальную сумму пожертвовали армяне Ставрополя и Нор-Нахичевана. Весной 1840 г. на центральной площади аула (ныне площадь между улицами: Кирова, Жукова, Дзержинского и Осипенко) началось строительство первой деревянной армяно-григорианской церкви. Засс одновременно распорядился, чтобы храм возводился на каменном фундаменте, был покрыт железной крышей и увенчан позолоченным крестом.  
Строительные работы шли быстро, и уже в мае 1840 г. Г.Х. Засс сообщал: «В течение лета церковь будет кончена; и снова будет слышаться за Кубанью святая благовесть после тех отдаленных времен, когда Греческая церковь была вытеснена из гор исламизмом». К сожалению, в одну из ночей 1842 г. недостроенный храм полностью сгорел. Местные жители подозревали, что это был поджог, так как в ту ночь из аула внезапно исчезли трое гостивших здесь горцев. Гораздо позднее, уже в начале ХХ в., одна из прилегающих к церковной площади улиц получила официальное наименование Пожарной (ныне ул. Дзержинского), в память об этом печальном происшествии. 
Но армавирцы не отчаивались. В условиях отсутствия церкви религиозные обряды совершались во временном молитвенном доме, который упоминается в статистических сведениях об Армавире за сентябрь 1842 г. В этом молельном доме в 1846 году было открыто первое в ауле церковно-приходское одноклассное училище. Это было первое национальное учебное заведение на Кубани для мальчиков. В училище работали преподаватели русского и армянского языков и законоучитель.
Проект новой каменной церкви храма архитектора Фарафонтьева был утвержден 16 ноября 1844 года.  Но из-за ошибок, допущенных в проектных расчетах, недостатка средств и трудностей в подвозе стройматериалов сооружение храма затянулось. И только 25 августа 1861 года церковь была торжественно освящена астраханским архиепископом Матевосом и получила название Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Храм окружала крепостная стена с бойницами и четырьмя бастионами на углах для защиты от набегов горцев. По этой причине черкесо-гаи называли свою церковь «крепостной». В ту пору, когда шла Кавказская война, церковь служила форпостом – стратегическим пунктом русских войск. Во время набегов враждебных горцев жители аула укрывали в храме женщин и детей, а сами плечом к плечу с русскими отражали набеги черкесов и ногайцев.

Внутреннее помещение церкви сохранило строгий стиль армянских средневековых церквей. Большинство икон написано армянскими художниками. Художественно выполненный иконостас, строгие, потемневшие от времени иконы, подсвечники и другие предметы культа являются компонентом общего архитектурного вида здания церкви, произведениями народно-прикладного и изобразительного искусства.



Внешний вид церкви тоже указывает на известный средневековый стиль армянского зодчества.
Через 25 лет после освящения Успенская Армянская Церковь обветшала. И в 1887 г. был завершен ее капитальный ремонт, на который сельское общество затратило внушительную сумму в 23 тыс. руб. Возможно, что только после этого старейшая в Армавире церковь приобрела свой нынешний внешний облик, более близкий к армянской культовой архитектуре, нежели тот, который изначально был предусмотрен в проекте ее постройки. 

***
«…стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Книга пророка Иеремии. Глава 29)
История нашего города начинается с армянской церкви. Церковная площадь, которая в некоторых источниках обозначена как «Соборная» или «Торговая», стала первым духовным, административным и экономическим центром Армавира. На церковной площади в 1942 году была принята присяга на подданство жителей аула русскому правительству. Еще в 1841 г. на ее южной стороне открылся торговый ряд, и до 1887 г. здесь действовал главный базар селения. Рядом с храмом располагался «сборный дом», куда для обсуждения важнейших вопросов внутренней жизни Армавира сходились коренные мужчины-домохозяева. Позднее на краю площади было выстроено капитальное здание волостного правления, где заседал армавирский старшина и все чины сельской администрации, тут же во дворе находился арестный дом. Возле Успенской церкви открылись и функционировали первые в ауле армянские мужское и женское начальные училища. В начале ХХ в. на северной стороне площади действовала больница сельского общества.



 





***
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор. 12:28).
Велико значение подвижничества в эти годы становления города и строительства храма.
Всемерное покровительство и действенную помощь, прежде всего при решении религиозных и школьных вопросов, армавирцам оказывал настоятель ставропольской Армяно-Григорианской церкви Тер-Петрос Патканян. 


Жители аула называли его своим отцом-воспитателем и основателем первого храма. Именно по предложению армянского священника Патканяна из Ставрополя в 1848 году село получило название Армавир (в память о столице древнеармянского царства). Впервые на карте Армавир был отмечен в 1869 году.
На территорию современного Армавира черкесо-гаев «привел» монах-просветитель Карапет Арцивян. Уроженец Нахичевани-на-Дону, Карапет Арцивян, которого часто называли вартапет (церковный учитель), с 1815 до 1832 г. странствовал в горах Черкесии, удовлетворяя религиозные нужды своих соплеменников, проживавших в различных адыгских аулах. Уважаемый как единоверцами, так и горцами-мусульманами пастырь призывал армян переходить под покровительство России. По словам Е.Д. Фелицына Шаган-Симона, одного из исследователей истории Кубани, вартапет «во время опасностей как орел собирал черкесо-гаев под свое крыло, защищал и скрывал их от угроз до тех пор, пока не настал благоприятный момент сопроводить свою маленькую паству под крыло большого русского орла». С 1832 г. Карапет Арцивян жил в Екатеринодаре, однако он продолжал регулярно навещать горные аулы, а впоследствии лично, тесно контактируя с Г.Х. Зассом, возглавлял переселение различных групп черкесо-гаев в Армавир. Сам он переезжает сюда в 1840 г., став первым местным армянским священником. Вартапет прожил большую и деятельную жизнь и похоронен он на территории церкви. Надпись на могиле на армянском языке гласит: «Здесь покоится Арцивян Карапет – монах отважный, утешитель и спаситель беззащитных черкесских армян, посвятивший себя опасной борьбе с горцами и спасший армян. Неутомимый борец, до конца дней своих, отдавший свою жизнь на благо своей нации. Да останется навеки благодарная память его в поколениях армавирских армян. Скончался 3 августа 1866 г. в возрасте 102 лет».  

Рядом находятся надгробия первого священника черкессо-гая Вартана Гаспаряна, умершего в 1899 году, и последнего настоятеля церкви Гевонда Агаджаняна, умершего в 2007 году, который в течении 45 лет восстанавливал и сохранял церковь Успения Пресвятой Богородицы.





***
«…И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это…» (Проповедь апостолов и гонения на них: Деян. 5, 34–36, 38–42)
В советское время активно пропагандировались антирелигиозные идеи. Повсеместно разрушались церкви. В Армавире были разрушены все церкви, но чудесным образом уцелела только армянская. Существует легенда. . .
 «На церковной колокольне висел колокол, отлитый еще во времена крестовых походов в Палестину. На нем были греческие надписи, и долгое время ему поклонялись абадзехи, исповедовавшие как христианство, так и язычество. Находился этот колокол в ауле абадзехов Гяурхабль. Во время переселения в Армавир, армяне из Гяурхабля привезли колокол, завернутый в белый покров, с собой и водрузили на церкви. С приходом советской власти, колокол чудным образом бесследно исчез. Старики говорят, что только это и спасло здание церкви от полнейшего разрушения...».
В 30-е годы была уничтожена окружавшая здание крепостная стена с бойницами и бастионами.
В 1965 году православная армянская церковь была закрыта, а помещение храма горисполком временно предоставил пищеторгу под склад сахара. В итоге зданию был нанесен значительный ущерб. Тер – Гевонд Агаджанян, назначенный настоятелем церкви в 1962 году, в своей книге «Вера, люди, жизнь» вспоминает: «Церковь предстала перед моими глазами в ужасном состоянии. С первого же взгляда на это чудесное по своей архитектуре и истории своей здание, глаза мои наполнились слезами… Девяносто процентов церковных окон были разбиты, крыша церкви, покрытая простой жестью, со временем абсолютно сгнила. Снег и дожди зимой заливали внутренность церкви. Птицы и насекомые безраздельно хозяйничали в церкви, свивая здесь гнезда и уничтожая старинную роспись стен… Температура воздуха в церкви равнялась уличной. В северном приделе храма я жил со своей семьей. Зимой по утрам вода замерзала, превращаясь в лед, ибо никакого отопления в церкви не было. Во время литургии приходилось по несколько раз менять под ногами нагретые кирпичи, чтобы продолжить службу…
На протяжении долгих десяти лет, параллельно с церковной службой, я начал заниматься ремонтом и реставрацией храма. В этом мне помогали все члены моей семьи. Я был и столяром, и жестянщиком, и стекольщиком  – все приходилось делать собственными руками, так как церковная казна была пуста. Городские власти были глухи и безразличны к бедствиям моим и нашей церкви, и даже увеличили налог на содержание церкви. С двухсот рублей его увеличили до 1200, а после моих жалоб … и до 1600 рублей. Платить такие деньги церковь была не в состоянии. Одним словом, местное руководство делало все, чтобы церковь прекратила свое существование…
Без ведома горисполкома церковь не имела права крестить детей и венчать молодоженов. Сегодня это кажется смешным и абсурдным, но в те времена люди – верующие боялись вслух сказать о свободе своего вероисповедания... Тяжкие этапы, пройденные церковью: гонения коммунистов, годы запустения и упадка веры в душах людей, отчаянная борьба моя и верующих армян за сохранение светильника веры в нашем городе. Ведь молодые поколения об этом не знают…».  
Двадцатый век. Омытая слезами,
Судьбы армянской горькая стезя…
И смотрят в душу мне с тропы Варшама
Прапрадеда молящие глаза.
В 1978 году здание храма было передано во владение общества по охране памятников архитектуры, а часть церкви, занимаемая складом, была передана городском музею под выставочный зал. После долгого запущения, разрушений войны, не целевого использования и многих судебных тяжб из-за уникального здания с властями, в 1981 году начался капитальный ремонт и реставрация храма, затянувшиеся на долгих 10 лет.  И самый весомый вклад в восстановление уникальной церкви внес последний настоятель Тер – Гевонд Агаджанян, который сделал все, чтобы сегодня прихожане могли наслаждаться красотой убранства и древностью сохраненных стен.
Еще 30 лет назад совет городского Общества охраны памятников принял решение об охране здания Армянской Успенской церкви как ценного историко-архитектурного памятника Армавира, он признан памятником краевого значения.
Только в мае 1995 года на колокольне была установлена новая звонница из пяти колоколов. Средства на ее приобретение были собраны армянской общины города Армавира и отдельными пожертвованиями городских меценатов.

Так, благодаря неустанным трудам и заботам местной общины, в Армавире зарождается важнейший духовный очаг армянской диаспоры на Северо-Западном Кавказе. Безусловно, это оказалось возможным только при всемерной поддержке со стороны российских властей, заботившихся о нуждах всех разноязыких подданных великой империи.
Здесь дух армян преследуя веками,
Надменный турок властвовать привык.
Но нет! Неотуреченные камни
Стоят, как непокорный Андраник...
***
Литература
Священное служение людям / Р. Дарбинян-Ктоян // Армавирский собеседник. – 2013. – 14 февр. – С. 3. – (Призвание).

Армянская Успенская церковь : [история] / Сергей Ктиторов // Ктиторов, С. Лики старого Армавира : кубанское селение на почтовой открытке нач. ХХ века. – Краснодар : Платонов, 2010. – С. 88-89.
Выбери свою жемчужину : краев. гос. телерадиокомпания «Новое телевидение Кубани» и газета «Вольная Кубань» завершают работу над проектом «Семь жемчужин Кубани» // Армавирский собеседник. – 2009. – 14 нояб. – С. 2.

Успенская церковь (прим. 1910 г.) / Сергей Ктиторов // Армавирский собеседник. – 2009. – 1 авг. – С. 4. – (Народная энциклопедия Армавира: истоки).
27 февраля Армянская апостольская церковь отмечает Сретение (встречу)

Святой Эчмиадзин : именно в этом городе находится Католикос (правление) Армянской апостольской церкви / В. Павлюченков // «Армавирский коридор» : сб. докум. очерков. – Армавир : Арм. лингвист. ун-т, 2007. – С. 98-104.

Святой Саргис : в армянских церковных праздниках Сурб (Святой) Саргис был и остается одним из самых почитаемых у армян / Макар Тертерян // Армавирский собеседник. – 2007. – 31 янв. – С. 8. – (Духовный календарь).

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы : [история] / Олег Белоусов // Наш Армавир. – 2004. – 4 февр. – С. 2.

Армянская Успенская церковь : [история] / И. Зирин // Армавирочка. – 2000. – 2 февр. (№ 5). – С. 1. – (Памятники главной улицы).

Армавирская Армянская церковь становится кафедральным собором : в жизни армавирских армян произошло знаменательное событие – церковь становится религиозным и духовным центром Юга России / А. Ованесов // Армавирский собеседник. – 1999. – 5 февр. – С. 1. – (Духовная жизнь).

Дороги к храмам : [история армянской Успенской церкви] / Е. Иванов // Армавирский собеседник. – 1994, сентябрь – №№ 163-166. – (Святыни Армавира).

Улица Розы Люксембург / С. Ктиторов // Армавирский собеседник. – 1993. – 11 сент. – С. 2. – (Навстречу Дню города).

Церкви Армавира / И. Щербаков // Армавирский собеседник. – 1992. – 27 июня. – С. 3. – (Далекое – близкое).

Дорога к разрушенному храму : [история Армяно-Григорианской Успенской церкви] / В. Старшинов // Советский Армавир. – 1991. – 4 июля. – С. 2. – (Cтраницы истории).

Архивы рассказывают: история памятника архитектуры : [Армяно-Григорианская церковь в Армавире] / Н. Навротский // Советский Армавир. – 1990. – 16 мая. – С. 3. – (На разные темы).

Боль и надежда : церковь Святого Успения в Армавире / А. Мельников // Советская Кубань. – 1990. – 28 апр. – С. 7.

Бондарев, Игорь Армавир. история появления города / И. Бондарев //  http://photo.bondareff.ru/24082008.htm

2 комментария:

  1. С большим удовольствием читала о переселении горских армян, о взаимопроникновении культур и формировании новой этнической группы. А еще была удивлена, что граница с Турцией проходила по реке Кубань. Или забыла, а может быть не знала, срочно буду восполнять пробелы. Спасибо, Ирина , статья заслуживает огромного внимания

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Да, действительно, граница проходила по реке Кубань. По ту сторону Кубани остались и адыги. Это не та граница в современном понимании, это была Кавказская кордонная линия.Она скорее не разъединяла, а соединяла различные народы Кавказа.Шла мирная торговля, которая сближала сближала местное население и казаков. Адыги часто пользовались медицинской помощью русских врачей.
    Турецкое правительство беспокоило сближение русских с черкесами. Оно пытались сплотить адыгские племена и призывали их выступить против России. Но турки не достигли цели. Большинство горцев были равнодушны к политическим распрям и не собирались воевать с русскими. Хотя отдельные набеги адыгов все же имели место. Генерал Засс как-раз и боролся с горцами-абадзехами (адыгами). Он был жесток к врагу, но тем самым заслужил уважение самих горцев - его боялись.
    Об этом говорят многие источники. Я опиралась на труды наших краеведов - Ктиторова, Иванова, Щербины... О границе на реке Кубань написано и в Википедии: "В 1777—1780 была создана Азово-Моздокская укрепленная линия (через Ставрополь-Кавказский), но уже в 1778 г. её правый фланг был перенесён на Кубань." (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7).
    Что касается армян, то действительно в результате ассимиляции эта нация приобрела новые черты, присущие культуре кавказских народов. Это язык, обычаи. Они очень долго не могли расстаться с теми обычаями, которые были восприняты ими в от горцев в период длительного совместного проживания в Закубанье. Кубанский историк Ф.А.Щербина привел в своем труде об Армавире случай, когда один из обитателей аула, 60-летний Шерен-оглы, пришел к священнику с просьбой исповедовать его и дать благословение перед опасной дорогой в горы, где старик собирался совершить обряд канлы (кровной мести), покарав убийцу своего сына. Несмотря на все увещевания просителя, священник отказался благословить его на кровомщение. В итоге пастырь отговорил Шерен-оглы от намерения пролить кровь врага.

    Анна Борисовна, я рада, что мои исторические статьи интересны. Блог предполагает легкие дневниковые записи, но мы заявляем о себе и как о блоге краеведческом, а тут без исторических страничек не обойтись))). Мы очень рады тому, что Вы нас посетили! Добра вам!!!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!