пятница, 2 октября 2015 г.

На карте края россыпь звезд… Одна из них – микрорайон Кирпичный…

«Как мало мы знаем о древней истории своего города», – подумала Армавирочка, обозревая курганы Кирпичного микрорайона.
И ведь это правда! Об этих курганах известно совсем немного. Лишь то, что в XIX и XX веках здесь проводились частные исследования и раскопки, а в советское время некоторые курганы уничтожены карьером кирпичного завода.
Но этот факт не остановил оптимистично настроенных сотрудников библиотеки им. Чехова и ребят из детской творческой студии «Грация», которые организовали познавательную экскурсию по археологическим местам курганов своего района.

И что же они узнали интересного, наши путешественники? Армавирочка попросила своих друзей героев-казаков рассказать об истории возникновения и исследовании этих таинственных курганов.
Око: «Казак молчит, а все знает». А мы сегодня молчать не будем, расскажем, да покажем…
Как известно, много тысяч лет назад существовали разные кочевые народы. Земля, на которой стоит наш город Армавир, хранит следы обитателей этих мест. Кочевые сарматские племена сираков постепенно заселяли эти места во II в. до н.э., входя в контакт с оседлыми здесь меотскими племенами.
Подтверждение этому мы находим в словах древнегреческого географа Страбона, который писал, что сираки спускаются к югу до Кавказских гор: одни из них кочуют, а другие живут в шатрах и занимаются земледелием.

Это нашло отражение в увеличении площади городищ, возникновении новых оборонительных укреплений и появлении в I в. н.э. небольших городищ рядом с ранее существовавшими крупными поселениями.
Пришлые племена оказали известное влияние на меотское население. Широкое распространение получили общесарматские предметы материальной культуры – оружие, украшения, типы одежды, зеркала, фибулы, новые черты в погребальном обряде.
В исторической литературе эти изменения, которые свойственны не только Прикубанью, но и всему Северному Кавказу и античным городам Северного Причерноморья, принято обозначать термином «сарматизация». Пришлые племена сираков, поселившиеся среди метов, были последними ассимилированы. Таким образом, в Прикубанье в первые века нашей эры продолжала существовать и развиваться прежняя культура местных племен; и городища, и прилегающие к ним могильники свидетельствуют о непрерывности развития населения и продолжении жизни на тех же местах.
Тур:
В 1901-1903 гг. выдающийся русский археолог Н. И. Веселовский раскопал сто двадцать курганов по берегам реки Кубани, в том числе и группу из трех курганов на месте современного города Армавира.
Веселовский Николай Иванович
Они связаны с находящимися здесь городищами, являясь, по-видимому, некрополями аристократических родов. Погребения эти относятся к одной культуре и датируются со II– I вв. до н.э. по III в. н.э., большинство относится к I – II вв. н.э. Встречаются они нередко как впускные в более древние курганы эпохи бронзы, но в большинстве курганы насыпались специально. В основании они имеют яйцевидную форму с более вытянутой западной полой. Под насыпью сооружалась погребальная камера. В материке вырывалась четырехугольная яма-колодец глубиной 3-4 м, а иногда и глубже, в одной из стен которой делалась большая ниша, служившая погребальной комнатой. Сюда помещали покойника вместе с инвентарем. Входное отверстие камеры закладывали сырцовым кирпичом, реже - бревнами. Такие гробницы в научной литературе принято называть катакомбами.

Мужчин-воинов хоронили в полном убранстве. Богатые украшения с причудливыми выпуклыми орнаментами, браслеты, цепи… Золотые шейные гривны из толстой золотой проволоки, такие же браслеты, которые носились, как правило, на правой руке, золотые перстни, кожаные наборные пояса, украшенные тонкими бляхами из листового золота или серебра… Чешуйчатые и кольчатые панцири, наконечники для копий, кинжалы и даже оселки, чтобы точить оружие… Из предметов погребальной утвари – серебряные и бронзовые чаши с орнаментом; увенчанные змеиными головами, железные удила, пряжки от уздечек… Все это по верованиям древних могло понадобиться в загробной жизни.





В мужских могилах и вблизи них попадались и женские украшения, брошенные вдовами в знак печали. Так, в кургане под Армавиром в 1902 г. в похоронной тризне, как пишет Н.И. Веселовский, найдено интересное приношение, состоявшее из двух золотых спиральных браслетов, соединенных вместе двумя золотыми спиральными серьгами и золотой брошкой, изображавшей барана.
Ажурный браслет с изображением голов зверей на концах. Армавир, 1904. Эрмитаж

Деталь браслета

Грай:
В женских могилах встречались простые золотые и бронзовые серьги, золотые браслеты, иногда очень массивные, отличающиеся от мужских тем, что концы у них оканчиваются головками животных; большое количество самых разнообразных бус: стеклянных, золотых, янтарных, из горного хрусталя, халцедона, сердолика, из альмандина, бирюзы. Мелкими стеклянными бусами, бисером обшивались ворот одежды, рукава и подол. В составе ожерелий носили амулеты из египетской смальты (фаянса) голубого и желтого цвета. Они представляли собой небольшие плакетки с фигуркой лежащего льва, священного жука египтян-скарабея (жук-навозник), лягушки, статуэтки безобразного бога Беса и др. Амулеты эти изготовлялись в далекой Александрии (Египте) и через древнегреческие колонии Таманского полуострова попадали к племенам Прикубанья. Они служили не только украшениями, но имели и определенный религиозный смысл. Каждый амулет имел специальное назначение, и ему приписывалась особая сила. Так, статуэтка Беса защищала от колдовства и злых духов, фигурка льва должна была придать тому, кто ее носил, храбрость и силу. Навозный жук-скарабей у египтян был символом Солнца – высшего божества всего существующего. Какой смысл вкладывали в него меото-сарматские племена, мы точно не знаем, но, во всяком случае, он имел какое-то определенное магическое значение. В памятниках Прикубанья I—II вв. н.э. среди египетских амулетов скарабеи и плакетки со львами занимают первое место.




 В древние времена женщины не только носили многочисленные и разнообразные украшения, но и широко пользовались косметикой. В могилах найдены морские раковины для растирания румян и белил, пиксиды – туалетные коробочки цилиндрической формы с крышкой из кости и одна из серебра, служившие для хранения косметики, и отдельные кусочки румян и белил. Флакончики для благовоний носились на золотой цепочке. Зеркала делались металлические с хорошо отшлифованной лицевой стороной, большей частью они небольших размеров. Иногда они носились в кожаных футлярах.
Подвеска из халцедона в золотой оправе. Курган близ г. Армавира. Раскопки Н.И.Веселовского, 1903. Государственный исторический музей (Москва)
Впервые у племен Прикубанья в это время появляются застежки - фибулы, прототипы наших брошек и булавок. Иногда они делаются из золота в форме животного, держащего во рту две цепочки, на концах которых подвешены кубики или цилиндры; большей же частью фибулы бронзовые проволочные дугообразной формы. Одежда или, вернее, погребальный полог украшались золотыми нашивными бляшками. Но теперь нет уже прежних штампованных бляшек в виде реальных или фантастических животных, сфинксов, в виде пальметок, характерных для ранних курганов. Бляшки здесь небольшие, довольно причудливых геометрических форм, причем теперь, экономя золото, родственники покойного вместо настоящих нашивных бляшек кладут в могилу тоненькие, как папиросная бумага, бляшки, просто разбрасывая их по одежде и пологу.
Застежка (фибула) в виде барашка, украшенного сканью и цветными камнями. Курган около г. Армавира. Раскопки Н.И.Веселовского, 1902. Государственный исторический музей (Москва)

Фибула-брошь найдена на территории могильника № 1 близ хутора им. Ленина (Краснодар). Раскопки И.И.Марченко, 1983. Краснодарский музей
Проникновение на Кубань новых кочевников в лице аланов, которые во П-Ш вв. н.э. постепенно усиливаются и устанавливают свою гегемонию в степях Северного Кавказа, приводит к постепенному вытеснению оседлого земледельческого населения с правобережья реки Кубани. Жизнь на многих меотских поселениях замирает к концу II в.н.э. В III в.н.э. продолжают существовать только крупные городища с мощными оборонительными укреплениями, под защитой которых спасалось население из близлежащих поселков. К концу III в.н.э. и эти поселения прекратили свое существование. Оседлое население, покидая свои насиженные места под давлением воинственных кочевников, переселялось в Закубанье, где жили родственные меотские племена.

Вот какой интересный рассказ о наших древних предках получился!
А вот – живые фотографии нашего путешествия...

Как оказалось, путешествуя по историческим памятникам прошлого, можно не только узнать много интересного, но и ощутить все прелести совместного дружного похода: штурм пусть и небольшой, но СВОЕЙ высоты…

общения с природой…


долгожданного привала…

Армавирочка подумала о том, что возможно, среди этих ребят растет будущий знаменитый археолог, который откроет еще много новых тайн памятников Северо-Кавказской культуры – курганов-захоронений на территории Кирпичного района г. Армавира…

Армавирочка благодарит сотрудника краеведческого музея г. Армавира А.П. Лопатина за подробную консультацию о группе курганов на территории Кирпичного микрорайона.
При подготовке поста были использованы материалы сайта Древнее золото Кубани: Меото-Cарматские памятники Прикубанья.

6 комментариев:

  1. Ирина Витальевна, замечательная экспедиция, где ребята не только общались между собой, открывали новой, но и могли на себе испытать все прелести профессии археолога. Фотография подсолнуха просто великолепная!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна - преданная читательница Армавирочки - спасибо Вам! Очень занимательная экспедиция получилась, согласна! Вы открыли еще одну сторону мероприятия - профориентационную! Действительно, ребята ненадолго почувствовали себя археологами!

      Удалить
  2. Ирина, а ведь у нас тоже рядышком совсем есть городище Иднакар,где студенты раскопками занимались. Да вот что-то приутихло всё там почему-то. Интересные находки были найдены...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, здравствуй, дорогая! Возможно ваше городище постигла такая же участь, как наши Курганы... Все ПОУТИХЛО... А возможно, нет средств для раскопок... А жаль... Уж если находки с наших курганов попали в Эрмитаж, то нужно продолжать изучать их...
      Рада тебе! Заходи, ждем твоих неординарных, оптимистичных комментариев!!!

      Удалить
    2. Спасибо, Ирина! спасибо!) Потеплело мне даже)
      В делах профессиональных перемены небольшие у меня... нестабильность немного какая-то..) Поэтому вдвойне приятно, когда меня добрым словом вспоминают)

      Удалить
    3. Светлан, пусть вся твоя "нестабильность" волшебным образом рассеется! Но в любом случае прошу (и не только я, уверена) - не бросай блог!!! Очень люблю у тебя бывать, так хорошо у тебя, по-домашнему, запросто... Всегда тебе рады!!!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!