пятница, 23 марта 2018 г.

Великий мастер языка и слова

Иван Сергеевич Тургенев – имя уникальное даже в золотой плеяде классиков русской прозы XIX века. Это писатель, чье безупречное литературное мастерство соотносится со столь же безупречным знанием человеческой души. Тургенев обогатил русскую литературу самыми пленительными женскими образами и восхитительными, поэтичными картинами природы. Произведения Тургенева, облекающие высокую суть в изящно-простую сюжетную форму, по-прежнему не подвластны законам времени – и по-прежнему читаются так, словно написаны вчера…

В центральной городской библиотеке им. Н. К. Крупской в рамках Недели детской и юношеской книги состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя, великого мастера языка и слова, лучшего представителя дворянской интеллигенции, ставшего певцом земли русской, «голосом» русского народа.
 Праздничный вечер открылся стихотворением в прозе писателя «Как хороши, как свежи были розы» в прочтении студентки института русской и иностранной филологии Армавирского государственного педагогического университета и вальсом в исполнении образцовой студии танца МБУК «Городской Дворец культуры» «Радуга» под руководством Пивоваровой И. С.


Экскурс в жизнь и творчество Ивана Сергеевича начался со знакомства с местом, в котором прошло детство писателя – имением Спасское-Лутовиново в Мценском районе Орловской области. Гости вечера узнали, из каких неуловимостей состоит облик родового имения писателя, совершив виртуальную прогулку. 
Именно в Спасском-Лутовинове писатель научился тонко чувствовать природу, проникся любовью к русскому народу и ненавистью к крепостному праву. Все это отразилось в цикле рассказов «Записки охотника», и, особенно, в рассказе «Бежин луг», отрывок из которого инсценировали студенты института русской и иностранной филологии.


Именно с «Записок» началась творческая биография Тургенева. Однако одной из первых проб пера Ивана Сергеевича была именно поэзия. «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт», – так представили будущего известного писателя осенью 1843 года французской певице Полине Виардо. Эта встреча стала для него роковой. У Тургенева до конца жизни не было ни семьи, ни родного очага, всю жизнь он ютился «на краешке чужого гнезда», а счастье было мимолетно, как дым. Возможно поэтому, во всех его произведениях тема любви трагична, но обладает весьма разнообразными ликами. Благодаря выступлениям студентов института русской и иностранной филологии, зрители убедились в этом наглядно.
Любовь – болезнь, рок, цепь предстала перед присутствующими в сцене признания любви Базарова Одинцовой (роман «Отцы и дети»).


Любовь – страсть, запретную, разрушительную, приводящую поддавшуюся ей личность к гибели, проиллюстрировала сцена из повести «Фауст».


 Любовь, которой не страшна смерть, возвышенная, чистая, смиренная, жертвенная, как в стихотворениях в прозе «Маша»,  «Воробей», «Нищий».



Зрители убедились: в стихотворениях в прозе раскрываются удивительно красивые истории, несбывшейся любви, глубокие по чувству, поэтичные по мысли, изящные и выразительные по форме, это русская речь в ее весеннем разливе, в тихом очаровании осени, в буйстве и нежном лепете красок. Это разум, воплощённый в прекрасных звуках музыки… Лаконичные и яркие композиции «Старинный гобелен» И. Тамарина, «Ларго» Ф. Верачини, «Менуэт» Л. Моцарта, «Полишинель» С. Рахманинова в исполнении ансамбля скрипачей «Конфетти» под руководством преподователя Яготинцевой Е. М. (МБУ ДО Детская музыкальная школа) и учащихся ГБУ ДО КК «Специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей» (муз. руководитель Куриласова Е. А.) погрузили всех участников вечера в атмосферу XIX века.



С какой необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку, проиллюстрировало прозвучавшее на мероприятии стихотворение в прозе «Русский язык». 


Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения. Более того, несмотря на то, что Иван Тургенев, помимо блестящего знания русского языка, свободно владел немецким, французским и довольно хорошо – английским и испанским языками, «никогда ни одной строчки в жизни не написал не на русском языке». Он искренне удивлялся, «как это возможно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, с мыслями?».



Для нас, соотечественников Тургенева, русский писатель навсегда останется великим и несравненным мастером языка и слова, подтверждением чего и стал литературно музыкальный вечер «Великий мастер языка и слова». И не только для нас. Ведь даже американский писатель Эрнест Хемингуэй, в ответ на вопрос начинающего писателя, что нужно читать, ответил: «Прежде всего – Ивана Тургенева. Целиком».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!