пятница, 27 марта 2015 г.

Сто часов счастья Вероники Тушновой

А у меня есть любимый, любимый,
с повадкой орлиной,
с душой голубиной,
с усмешкою дерзкой,
с улыбкою детской,
на всём белом свете
один-единый.

Поэтесса и поэт… Самые свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья», Вероника Тушнова с посвятила Александру Яшину, которого она так горько и безнадежно любила. Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком.
Любовная лирика Тушновой этого периода лирична до боли и тяжела до боли, ведь в ней тесно сплелись счастье и невозможность быть счастливой: «Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…»…
Стоит между нами
Не море большое —
Горькое горе,
Сердце чужое…
Вероника – страстная, неукротимая, почти невменяемая, жрица любви, не признающая законов и не знающая преград, а ее стихи – пронзительные и исповедальные – ярчайший образец женской любовной лирики.
Пускай лучше ты не впустишь меня,
Чем я не открою двери,
Пускай лучше ты обманешь меня,
Чем я тебе не поверю.
Пускай лучше я в тебе ошибусь,
Чем ты ошибёшься во мне,
Пускай лучше я на дне окажусь,
Чем ты по моей вине.
Пока я жива, пока ты живой,
Последнего счастья во имя,
Быть солнцем хочу над твоей головой,
   Землей — под ногами твоими.

Они встречались тайно. Выезжая из Москвы на любой уходящей электричке, влюблённые останавливались в подмосковных деревнях, гуляли по лесу, иногда ночевали в одиноких охотничьих домиках. Возвращались они всегда разными дорогами, чтобы не выдать своей тайной связи.
Сколько же раз можно терять
Губы твои, русую прядь,
Ласку твою, душу твою…
Как от разлуки я устаю!
Сохранить отношения в тайне не получилось, разрыв был предопределён и неизбежен… Александр Яковлевич был очень заметной фигурой в советской литературе — лауреат государственной премии, автор широко известных прозаических и поэтических произведений, член Союза писателей СССР. Вскоре об их романе заговорили. Большинство осуждали эту связь, многие приписывали Тушновой карьеристские устремления, другие открыто обвиняли Яшина в недостойном поведении и потакательстве недостойной распутнице. Влюбленные стали избегать общества литераторов, предпочитали общаться только с верными друзьями.
С горем не в силах справиться,
В голос реву,
Зову.
Нет, ничего не поправится:
Из-под земли не явится,
Разве что не наяву.
Так и живу.
   Живу?

Именно в эти годы, в очень короткий период времени Тушновой были созданы циклы лирических стихотворений, обессмертивших её имя. Достаточно вспомнить «Сто часов счастья» или «Не отрекаются любя». Счастье же влюблённых поэтов и в самом деле длилось недолго. Тушнова неизлечимо заболела и угасала на глазах.
Не помни лихом,
не сочти виной,
что я когда-то
в жизнь твою вторгалась,
и не печалься -
все мое - со мной.
И не сочувствуй –
я не торговалась…


 А здесь- первый опыт Армавирочки в создании плейкаста.

6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Роза, большое спасибо за комментарий! Мы Вам рады! Заходите к нам в гости!

      Удалить
  2. Ирина, добрый день. Плейкаст - изумительный, чувственный... Спасибо за знакомство с личной жизнью Вероники Тушновой, такая трагичная любовь. Творчество мне ее знакомо, с удовольствием читаю
    "А знаешь, все еще будет!
    Южный ветер еще подует,
    и весну еще наколдует,
    и память перелистает..."
    А в моем блокнотике есть вот это стихотворение "Вот и город. Первая застава.
    Первые трамваи на кругу.
    Очень я, наверное, устала,
    если улыбнуться не могу.

    Вот и дом. Но смотрят незнакомо
    стены за порогом дорогим.
    Если сердце не узнало дома,
    значит, сердце сделалось другим.

    Значит, в сердце зажилась тревога,
    значит, сердце одолела грусть.
    Милый город, подожди немного,-
    я смеяться снова научусь."
    Был такой период и у меня в жизни..., вернулась, все прошло...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Если сердце не узнало дома, значит сердце сделалось другим...". Как хорошо-то...
      Анна Борисовна, Вы своими комментариями прямо-таки обогащаете мои посты! Я тоже очень люблю Тушнову. На самом деле ее чувства так знакомы и пишет она как-будто о нас с вами...Приятно встретить в блогосфере своих единомышленников! Всего Вам САМОГО ДОБРОГО!

      Удалить
  3. Цифра 100 рядом с именем Тушновой нелепо выглядит... )

    Красавица невозможная, судьба драматичная... но какое же счастье, что она была, жила, любила... Её поэзия и в 18 лет волнует, и в 48...

    Спасибо, Армавирочка.
    Плейкаст заценила. )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Волнушка, дорогая, как всегда рады тебе!
      Я с тобой согласна - эта поэзия на все времена и для всех возрастов. Не только цифра 100 нелепo выглядит, а 50 лет прожитой жизни, разве это возраст?
      Трагическая, конечно, судьба. Короткая и яркая жизнь. Но, возможно, если бы не было этой горькой любви - не узнали бы мы лучших образцов любовной лирики...
      Плейкаст - это пока только пробы... Познаем методом тыка)))).
      Наташенька, спасибо за комментарий!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!