БУЛГАКОВ, МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ, русский писатель и драматург, родился
3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В
1909 г., по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил на медицинский
факультет Киевского университета. В 1916 г., получив диплом, работал врачом в
селе Никольское Смоленской губернии, затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет
легли в основу цикла рассказов «Записки
юного врача» (1925–1926 гг.).
Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном
связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. После
Октябрьской революции 1917 г. писатель вместе с женой Т. Лаппа вернулся из
Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город
переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых
его произведений. Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых,
Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.
Первый его фельетон «Грядущие
перспективы», опубликованный с инициалами М. Б. в газете «Грозный» в 1919
г., давал жесткую и ясную картину как современного писателю
общественно-политического и экономического состояния России, так и будущего
страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие
дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за
Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!».
Писатель не верил в «очистительную силу» революции, видя ее тяжелые последствия
для общества. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с
Добровольческой армией. Некоторое время он оставался во Владикавказе,
зарабатывая на жизнь театральными рецензиями.
В 1921 г. Булгаков приехал в Москву и начал сотрудничество с
несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. В газете «Гудок»
Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и
Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы
Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923 г.),
которая не была издана при жизни писателя. Своеобразным продолжением «Записок
на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925 г.). В Москве
происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы: «Роковые
яйца» (1925 г.) и «Собачье сердце» (1925 г., опубл. в
1968 г.). В 1925 г. Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая
гвардия», работу над которым начал еще во Владикавказе. В год
публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, получившей впоследствии
название «Дни Турбиных» (1926 г.). Спектакль «Дни Турбиных», премьера
которого состоялась в 1926 г. во МХАТе, имел огромный успех у зрителей.
Спектакль выдержал 987 представлений. Вскоре писатель написал две сатирические
пьесы о советской жизни 1920-х – «Зойкина квартира» (1926 г., шла на
московской сцене два года), «Багровый остров» (1927 г.) и драму
о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928 г.).
В конце 1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной
критики. В марте 1930 г. писатель обратился к Сталину и советскому
правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из
СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин
позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил
должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему
не публиковались. В 1936 г. Булгаков зарабатывал переводами и написанием
либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В
1938 г. он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой
стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена.
В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929 г., получившего
в 1937 г. название «Мастер и Маргарита». В это время писатель уже был смертельно
болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой. Работа над
романом была закончена в феврале 1940 г., за месяц до смерти писателя. За годы
работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно
изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором
сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного
целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гете,
из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории
художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в
романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков
пытался опубликовать роман, но только в 1967 г. роман появился в журнале
«Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из
романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.)
перешли в разряд фразеологизмов. Умер М. А. Булгаков в Москве 10 марта 1940 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!