Примерно два года назад, просматривая очередной выпуск новостей,
Армавирочка услышала новое слово - краудфандинг. «Вот всегда так получается, что
новое иностранное слово настораживает и заинтересовывает одновременно…», –
подумала Армавирочка.
Краудфандинг – таково английское слово, которое
на наш язык можно дословно перевести как выражение – «с миру по нитке». Первая
часть слова – «сrowd» означает – толпа, а вторая «funding» переводится как
финансирование. В двух словах
оно означает: общественная поддержка
творческих и иных проектов. Суть краудфандинга очень
проста и не нова: если у человека есть какой-то интересный проект, он может
интересно описать его и привлечь внимание других людей, которые скинутся на осуществление
этого проекта. Само явление краудфандинга
– очень древнее. У всех были в жизни моменты, когда мы с соседями СООБЩА
скидывались на установку домофона, с однокурсниками – на покупку букета для
преподавателя, с друзьями – на шашлыки. Однако с изобретением интернета оно
получило второе дыхание: коммуникативные возможности людей сильно расширились,
и новых СООБЩЕСТВ стало гораздо больше.
Армавирочка же, будучи методистом и
библиотекарем в душе, сразу стала придумывать, как это новое слово и явление
может помочь библиотекарям и библиотекам… Но… беда была в том, что этот самый
краудфандинг создали американцы и распространение он получил только за рубежом…
У нас же даже в сферах небиблиотечных на тот момент эта инновационная форма была
слишком уж инновационна и русский человек относился к ней настороженно.
А за рубежом темпы
роста рынка краудфандинга поистине впечатляют! Люди скидываются на
разработку ПО, издание книг и дисков, создание компаний, поддержку политических
акций и помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Самый популярный в США
краудфандинговый сервис Kickstarter ежемесячно бьет рекорды собранных сумм – последний
из таких рекордов был в районе $10 млн.
Краудфандинг –
работающий способ собрать деньги на новое дело, который используют очень
многие, и не только стартапы (участники площадок), но и вполне состоявшиеся предприятия
и персоны. Барак Обама именно так финансировал свою избирательную кампанию. В
России наиболее заметные проекты – из сферы музыки, кино и литературы.
Например, на одной из популярных российских краудфандинг-платформ Planeta.ru
большинство успешных проектов — именно музыкальные. Из последних примеров – «Пикник», поклонники которого
пожертвовали на запись пластинки 740 тыс. рублей, или телеспектакль «Петрушка»,
который привлек с его помощью Planeta.ru 5 865 800 рублей.
Надо пробовать!
Одним словом, в нашей стране краудфандинг не стоит на месте:
люди «из Интернета» помогают тушить лесные пожары, разоблачать коррупционные
схемы, закупать оборудование в больницах. Правда, есть одно «но»: на Западе для
этого существуют специальные финансовые схемы, технологии, системы и ресурсы,
правовая база. У нас люди вынуждены пользоваться подручными средствами, часто
неудобными и не слишком приспособленными для целей краудфандинга. Поэтому
существует много различных мнений по поводу будущего российского краудфандинга.
Есть и такие
высказывания:
«Успешный русский аналог Kickstarter
вряд ли появится»
«Постсоветское пространство – мертвая
зона для таких проектов»
«Подобные проекты не будут популярны в
России, русские люди с менталитетом, отличным от западного»
«Идея хорошая, но не
знаю как для России: джентльменов у нас конечно с избытком. Но пацанов-то еще
больше. Вот почему думаю, что этот краудфандинг здесь не очень приживется».
«Разница хотя бы в
том, что у нас такие вещи вряд ли вызывают особый интерес и доверие у самого
платежеспособного населения, кому за 40. А в штатах совсем другая ситуация»
Но, тем не менее, русские
аналоги краудфандинга уже существуют достаточно давно. Краудфандинговые платформы
для сбора интернет-пожертвований стали появляться в России с уже с 2008 года
(первопроходец — Kroogi), однако сегодня лидером по сборам в России является
Рlaneta.ru (более 10,5 млн рублей); на втором месте Boomstarter (4,7 млн руб.);
другие известные сайты – «С миру по нитке», «Тугеза», «Электронный
благотворительный ящик». «Фонд имени меня» в Фейсбуке (https://ru-ru.facebook.com/fund.after.me)
и Вконтакте (http://vk.com/club18125929)
– украинский аналог кикстартера. Эксперты оценивают объём российского рынка в 2 млн
долл., прогнозируемый рост – в 5–10 раз уже по окончании этого года.
Наиболее крупные российские платформы краудфандинга: Планета.ру (http://planeta.ru/), Бумстартер.ру (http://boomstarter.ru/), портал (http://crowdsourcing.ru/).
Мнение Армавирочки: «Надо пробовать!». А чтобы настроить всех на позитивную волну Армавирочка
предлагает Интервью с модераторами российских платформ Евгением Гаврилиным (http://crowdsourcing.ru/article/evgenij_gavrilin_cherez_paru_let_boomstarter_budut_znat_vo_vsem_mire_intervyu_s_rukovoditelem)
и Максом Лакмусом (http://crowdsourcing.ru/article/maks-lakmus-planeta-crowdfunding)
на Планете.ру, которые дают оценку российского краудфандинга и перспектив его развития.
Чем
это отличается от обычной благотворительности?
Во-первых,
деньги автору идеи передаются только в случае успешного сбора всей необходимой
суммы. Например, если на реализацию проекта требуется, допустим, 50000 рублей,
а собралось 40000, то все собранные средства возвращаются обратно тем, кто их
жертвовал. Так как, получается, проект не получил требуемой общественной
поддержки. Но чаще бывает наоборот, если проект интересный, то он набирает
намного больше, чем требуется.
Во-вторых,
автор проекта или идеи не просто собирает деньги, а предлагает жертвователям
что-то взамен. Причем «вознаграждение» может быть различным в зависимости от
суммы поддержки.
«Если вы
пожертвуете 100, то после завершения проекта получите книгу в подарок, если 200
— то 3 книги, а если 500 — то целых 10 штук, ну а если 1000, то к книгам еще и
диск с исходниками...» – ну и так далее.
Несколько
советов о том, как правильно «краудфандинговать» )))
1. Четко
представьте вашу цель и расскажите историю.
Цель проекта должна быть четко сформулирована: тем, кто не вовлечен в ваш проект, должно
быть понятно, что вы знаете, куда вы идете, и точно справитесь с задачами на
пути – если вас в этом поддержат. И да, создать смету и оценить все затраты на
проект будет нелишним. Важно и то, как говорить о цели. Необходимо привлечь
внимание аудитории, рассказать о том, почему ваш проект такой особенный и для
кого он важен, а также четко обозначить конечный результат. Люди хотят быть
причастными к незаурядным вещам, и охотнее пойдут за тем, кто захватит их
воображение.
2. Говорите
о том, что важно для вашей аудитории.
Если вы видите, что люди неохотно подключаются к проекту, можно попробовать рассказать историю по-новому.
Если вы видите, что люди неохотно подключаются к проекту, можно попробовать рассказать историю по-новому.
3.
Назначайте реальные сроки и
суммы.
Не раздувайте бюджет вашего проекта,
соотносите ваши потребности и возможности аудитории. На некоторых площадках,
если вы соберете меньше половины от заявленной суммы, вы не получите ни копейки
– деньги вернутся акционерам. К тому же люди могут просто не поверить, что вам
удастся привлечь два миллиона за два месяца, и не захотят подписываться на
заведомо проигрышное дело. Лучше всего собирают деньги проекты с небольшим
бюджетом от 30 до 100 тысяч рублей. Здесь работает еще один фактор – жертвователь
хочет оказывать весомую помощь. А на фоне ста тысяч его тысяча или двадцать
пять рублей кажутся каплей в море. Аналогичный подход нужно применять, когда
выбираете сроки. Лучше всего назначать небольшие, обозримые временные интервалы
— не более нескольких месяцев. Людям хочется поскорее порадоваться результатам
своей помощи, и краткосрочной акции будут помогать охотнее.
4.
Принимайте любую помощь.
Не поднимайте слишком высоко нижнюю планку
взносов – возможность поучаствовать должен получить любой, кто хочет помочь.
Пользователь может вернуться к вам еще раз и сделать взнос покрупнее или
привести друзей. 25 рублей — это тоже деньги, на них можно купить буханку
хлеба или заплатить за проезд в общественном транспорте. Особенно это важно для
людей из небольших городов, далеких от столицы.
5.
Дайте возможность помочь делом.
Краудфандинг – это инструмент, который
используют даже мировые гиганты, такие как Google, Facebook или Lego. Возможно,
люди смогут поучаствовать в вашем деле не деньгами, а делом – дайте им
возможность предложить свой вариант дизайна, слоган или поделиться профессиональными
знаниями. Люди используют запись в волонтеры, как способ выразить отношение к
проекту, то есть для них это становилось еще одним действием из разряда «лайкнуть».
А это – обретение реальных друзей для организации, общественные связи.
6.
Вознаграждайте за помощь.
Краудфандинговые
проекты обязательно предусматривают вознаграждение для акционеров. Необходимо
придумать как минимум пять-шесть видов вознаграждений с возрастающей степенью
ценности (в зависимости от размера взноса). Если речь идет о мобильном сервисе,
то справедливой наградой, само собой, станет бесплатное их использование, если
о творчестве – то книга или диск.
7.
Покажите, куда пошли деньги.
Кроме мотивации новости и отчеты играют еще
одну важную роль – вы показываете людям, куда идут их деньги. Прозрачность
помогает завоевать доверие к вашему проекту, а в нашем случае – и к работе
фондов. Большинство людей уверено, что отследить, куда пошли деньги, отданные в
фонд, невозможно. В их представлении это непонятная непрозрачная структура,
которая пропускает через себя деньги, и, конечно же, запросто может забрать
хороший кусок пирога себе. Но когда они видят, что фонды отчитываются за каждую
копейку, как они охотнее помогают.
8.
Держите связь с аудиторией.
Как правило,
краудфандинговые площадки дают авторам проекта возможность рассылать письма
своим акционерам. С помощью рассылки можно держать с ними связь во время
проекта, а после, возможно, именно эти люди станут вашей самой преданной
аудиторией. Как в любом деле, здесь важно соблюсти баланс – не дать забыть о
себе, но и не переборщить, чтобы у адресатов сохранялся интерес к рассылке. В
первую очередь рассылка сообщает новости и интересные факты: она рассказывает о
судьбе проектов, которые были успешно завершены благодаря участию
пользователей, развенчивает мифы о благотворительности, содержит опросы, интересную
инфографику.
9.
Выступайте как эксперт.
Недостаточно просто запустить акцию на одной
из краудфандинговых площадок, чтобы собрать деньги. Важно привлекать внимание
как можно большего числа людей и СМИ. Для общения с медиа вам, конечно,
понадобятся интересные новостные поводы и ваша экспертиза.
10.
Поощряйте тех, кто хочет
делиться опытом инвестирования в ваш проект.
Придумайте, как
поощрять ваших акционеров рассказывать о том, что они инвестировали в ваше
предприятие. Пусть это будет, к примеру, ваша личная именная благодарность на
страничке вкладчика в соцсети, которой он поделится с друзьями. Один из
обнаруженных нами мифов заключается в том, что люди полагают неприличным
распространяться о своей благотворительной деятельности. Считается, что добро
скромно должно держать рот на замке. Между тем, многим нужен вдохновляющий
пример. По данным исследований, каждый четвертый стал бы помогать, если бы
узнал о том, что это делают его знакомые и друзья.
11.
Тестируйте проект на друзьях.
Перед запуском обязательно покажите свой проект как можно
большему числу друзей и знакомых. Это поможет понять, не упустили ли вы самое
главное и не слишком ли углубились в ненужные детали. Вы сможете оценить,
насколько интересен ваш проект, увлекателен текст, наглядны видео и
фотоматериалы. Смотрите на реакцию людей и задавайте вопросы: «Стал бы ты
вкладываться в такой проект?», «Все ли понятно из описания проекта?», «Нравится
картинка?» и так далее.
Всем начинающим стартерам Армавирочка желает УДАЧИ!
Так вот что означает это красивое загадочное слово! :)
ОтветитьУдалитьКстати, я знаю один очень достойный краудфандинговый проект: Иван Хафизов собирает таким образом средства для издания фото--книги о резных наличниках http://planeta.ru/campaigns/9897 .
Наталья Николаевна, слово-то загадочное, главное, чтоб не ругательное :)
ОтветитьУдалитьИ правда, интересный проект Ивана Хафизова. Тем более, как он пишет: "это не будет фотоальбомом в широком понимании, так как фотоальбомы грешат тем, что в них нечего читать. Это будет иллюстрированной книгой, с исторической вводной частью и путевыми заметками". СтОит внимания.
Как Вы его нашли? Я конечно побывала на всех платформах, но так глубоко не углублялась, цели другие были... А стоило бы...
Да я тоже специально не искала. Просто когда-то писала пост о деревянных кружевах города Тейкова, в котором мы тогда жили, и потом захотелось почитать что-то ещё для себя по этой теме, ну и нашла сайт Ивана. А сейчас я ещё слежу за его деятельность через ФБ,
УдалитьНаталья Николаевна! Да Вы путешественница! И в любом месте находите прекрасное и удивительное!
УдалитьА за проектом Ивана тоже будем следить, хочется, чтоб у него все получилось!
А можно с помощью краудфандинга собрать деньги себе на домофон)? А если серьезно, то да довольно интересное направление. Для многих талантливых людей у которых есть интересные идеи, но нет денег для их воплощения могут получить шанс на их реализацию.
ОтветитьУдалить