«Что-то давно наших казаков не видно,
– подумала Армавирочка.
А казаки тут как тут: Бравого казака видать издалека! Всю весну и лето они трудились на полях:
посевная да жатва… Легкого крестьянского труда не бывает. Земледелие – цех под открытым небом и всецело зависит от
погодных условий: то град поля поколотит, то ливень с ураганом озимые
покрутят... Ну вот, наконец, урожай собрали: зерновых – ВО! Подсолнечника и кукурузы
– сколько душеньке угодно!
Свадьбы отгуляли! А теперь – и отдохнуть не грех!
А осень – самое удачное время для
путешествий. Нет летнего зноя, а красота-то какая кругом!
На Кавказе листва долго
стоит зеленой и опадает поздно, особенно в горах: самое время на горные вершины
любоваться! Благо Армавир расположен в предгорье Большого Кавказского хребта, недалеко
от мест хранящих память о наших предках. Сюда, в Карачаево-Черкесию, городище Нижний
Архыз на реке Большой Зеленчук и направились наши любознательные казаки.
Тур:
«Оказывается, вопреки расхожему мнению в Карачаево-Черкесии ислам не всегда был доминирующей
религией. У историков на сей счет есть неоспоримые и многочисленные подтверждения. Начиная с середины прошлого века, археологи обнаружили несколько поселений
древнего государства Алания, в которых сохранились в той или иной степени
материальные доказательства, что жители этой страны приняли христианство
задолго до крещения Киевской Руси. Особое место в ряду этих объектов
исторического наследия занимает, расположенное у подножия хребта Мицешт на
берегу реки Большой Зеленчук древнее городище - развалины города Магас. Учёные предполагают, что именно здесь
была столица и центр патриаршества древней Алании. Ныне это – археологический музей-заповедник,
который мы посетили.
На
территории древней столицы Алании сохранилось три средневековых христианских
храма: Северный, Средний
и Южный. Христианство Алания приняла под влиянием
царя Абхазии, он был союзником Византии на Северо-Западном Кавказе.
Окончательное приобщение алан к христианской религии происходило в первой
четверти X в., но её проникновение к аланам началось
гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII века.
Первым храмом Нижне-Архызского городища, был величественный и
монументальный Северный храм – самая крупная христианская церковь
Алании.
Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и
культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. По своей архитектурной
композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол.
Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток.
Это
соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский храм
повелевалось созидать «…наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток
обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Во время раскопок
внутри собора, в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня,
сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных
таинств христианства – обряд крещения. Именно здесь в начале Х
века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории.
Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью,
которая, увы, не сохранилась до наших дней».
Око:
«Интереснейшей
особенностью Среднего храма является то, что он задумывался зодчим как «крест
свободный», с двумя равными по длине ветвями креста. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский
монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь
Троицы и проводили в нем богослужения. Согласно
современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения
Господня. В конце XIX века, во время строительства
Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и
использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь
Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на
второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с
акафистом.
Из всех христианских аланских храмов единственным действующим ныне
является Южный (Ильинский) храм.
установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке,
была посвящена святому пророку – Илии. Поэтому при последнем освящении в
1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская. Расположенный среди жилых
кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими
церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут
равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой
аланской семьи и был ее домовой церковью. Храм был построен и освящен в середине X века. После нашествия
Тамерлана церковная жизнь здесь прервалась, чтобы возродиться во второй
половине XIX столетия. С 1889
Ильинская церковь была храмом Александро-Афонского Зеленчукского монастыря.
2 августа 2012 года, в день святого пророка Божия Илии,
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в
старейшем действующем православном храме России – Ильинской церкви в ущелье
реки Большой Зеленчук».
Грай:
«В мае 1999 года сотрудники Нижне-Архызского
музея-заповедника получили интересное сообщение: местные жители Сергей и
Анатолий Варченко на склоне хребта Мацешта недалеко от поселка Нижний Архыз
(Буково) на одной из скал увидели изображение Христа Спасителя – Лик Христа.
Вскоре была организована специальная экспедиция для поисков загадочной
наскальной иконы. Спустя два дня в небольшом гроте из песчаника был найден
полустершийся от времени рисунок размером 140 на 80 см. Со скалы на людей мудро
взирает Иисус Христос.
Откуда появился он здесь, в
глухих и лесистых горах Западного Кавказа? Какой иконописец и с какой целью
нарисовал его на скальной стене? Вероятно, ответы на эти вопросы следует искать
в истории древнего города, некогда существовавшего в долине реки Большой
Зеленчук, раскинувшейся внизу под нами.
Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если
провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм. Именно в нем в начале Х века аланы проходили обряд
крещения. Современные исследования указывают на время строительства данной
церкви – конец IX века. Дата закладки храма
совпадает с праздником Преображения и строительства храма, поэтому можно
сделать вывод, что Средний храм, освященный в честь Преображения Господня, был
посвящен Иисусу Христу. Богослужебные тексты, читаемые в православных церквях в
день Нерукотворного Образа (16 августа) прямо подчеркивают связь между ним и
Преображением Христовым: "Вчера на Фаворе блистал свет Божества, веру даруя
первым среди апостолов ... Сегодня же светозарный образ воссиял, веру даруя
всем, что Он есть вочеловечившийся Бог наш". Поэтому можно утверждать, что
прямая зрительная связь между ликом Христа и храмом Преображения в Нижнем
Архызе не случайна, а указывает на духовнолитургическую и историческую связь
между ними.
А еще ученые утверждают,
что Архызский лик очень похож на знаменитую синайскую икону Христа
Пантократора, которая была списана с лика, проступившего на Туринской
плащанице.
Естественно, исследователей больше всего
интересовал вопрос о возрасте изображения, найденного в районе Нижнего Архыза. Ученые
провели предварительные исследования с целью выяснения времени написания
Архызского лика и для этого взяли микроскопические образцы краски в трех местах
изображения. Первые же результаты показали, что икона была написана способом
яичной темперы. Эта техника была распространена в Византии в Х веке. Иконописцы
в качестве связующего компонента использовали эмульсию из воды и яичного
желтка. Темпера обладает несравненно большей стойкостью к внешним
воздействиям и сохраняется гораздо дольше по сравнению с масляными красками. Некоторые
участки поверхности вообще не окрашены, их цвета обусловлены оттенками
природных минералов. Тесты не выявили в краске воска и масляных пленок. "Отсутствие следов воска
и пограничных масляных пленок усыхания, свойственных структуре современных
темперных красок, однозначно свидетельствует в пользу древности Архызского
лика", – считают специалисты. По мнению исследователей, изображение могло появиться
здесь приблизительно в IX веке.
Сейчас Архызский
лик часто посещают верующие люди, возле наскальной иконы все время горят свечи.
В мае 2011 года была построена металлическая лестница к Лику. Прежде туристам
приходилось взбираться на отвесную гору, в настоящее время любому по силам
подняться по устойчивой, ограждённой перилами, 345-метровой лестнице из 526
ступенек. Он стал также одной из главных достопримечательностей Архыза,
излюбленным местом посещения туристов наравне с древнехристианскими храмами,
расположенными неподалеку. Верующие утверждают, что икона исцеляет болезни, и
регулярно совершают паломничества…
Потому как : С богом
пойдёшь, до благого дойдёшь!»
Спасибо казакам за их интересные рассказы о своих путешествиях..
ОтветитьУдалитьМеня лично потряс рассказ о лике Архызского Спасителя !
Это изображение - еще одна тайна Божья. и нам этот мир иего устроение еще познавать и познавать...
Мне кажется, что человечество время от времени считает себя царем Вселенной( это и освоение космоса и изучение морских глубин и коллайдер опять же, да и инет способствует завышенной самооценки)- а тут раз - и найден древнее изображение Спасителя! Изображение не само по себе - а в строгом соответствии с расположением относительно частей света и Храма...
И понимаешь...как мало мы еще знаем и какова велика тайна мира вокруг нас....
Дорогая Нина! Казакам тоже очень понравилось путешествие... И, несомненно, лик Христа - это лучшее из того, что они когда-либо видели! Спасибо за комментарий!
Удалить