среда, 18 марта 2015 г.

Маяковский и Армавир

Дорогие друзья! Армавирочка продолжает свой рассказ о поэтах, имена и судьбы которых были связаны с Армавиром.
О Владимире Маяковском издано много литературы, написано много статей, сняты кинофильмы… Поэт посещал наш город в ноябре 1927 г. В кинотеатре «Марс» состоялся его творческий вечер, ставший важным событием в культурной жизни города.
С Армавиром также связана биография близких Маяковскому людей, в частности, Е. Ю. Берман, матери легендарной Лили Брик, возлюбленной поэта. Е. Ю. Берман жила в нашем городе, здесь же и похоронена.
Армавирочка предлагает вниманию своих читателей сценарии беседы о пребывании поэта в Армавире и литературно-музыкального вечера «Громада Любовь…» – о взаимоотношениях В. Маяковского и семьи Каган (сестры Л. Брик и Э. Триоле, их мать Е.Ю. Берман).
«Сегодня я на всякий случай 
даю прощальный концерт...»
Беседа
ВЕДУЩИЙ: Оглядываясь на век минувший, задаваясь вопросом, кто же из целого ряда талантливых поэтов сильнее всех выразил в ХХ в. дух времени, душу русского человека, следует обязательно назвать имя Владимира Маяковского.
ЧТЕЦ:               За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице, подъемлю стихами наполненный череп.
Все чаще думаю -
не поставить ли  лучше
точку пули в своем конце.
Сегодня я
на всякий случай
даю прощальный концерт...
В исполнении пианиста звучит: Н. Раков «Легенда»
ВЕДУЩИЙ: Маяковский – фигура сложная и противоречивая. Многие вос­принимали его творчество, ограничиваясь объемом школьной программы, то есть только революционно-социалистической тематикой. Но поэт писал стихи и совсем другие, например, детские. Потрясает и его неистовая любовная лирика. Стихи Маяковского останутся (по его же выражению) готовыми «и к смерти, и к бессмертной славе».
В автобиографии «Я сам» Маяковский писал: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». А предсмертное письмо, озаглавленное «Всем», поэт начал словами: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил...». Но такова уж неизбежная судьба гения, что и для современников и для потомков интересными становятся не только его произведения, но и подробности жизни, друзья, родственники, близкие люди, памятные места.
В исполнении пианиста звучит:
Г. Плотниченко  «Кубанские синие ночи»
ВЕДУЩИЙ: С Кубанью Маяковский был связан кровными узами. Кубань он считал своей второй родиной. «Я – дедом казак, душой – сечевик», - писал он в стихотворении «Нашему юношеству». И имел для этого полное основание.
Прадед поэта по материнской линии – выходец из Запорожской Сечи, в 1822 г. ему была выдана подорожная грамота для переезда на Кубань. Мать поэта - Александра Алексеевна Павленко (1867-1954) родилась в станице Терновской  (недалеко  от Тихорецкой) в семье казачьего офицера Алексея Ивановича Павленко. Здесь же проживала и его бабушка, Евдокия Никаноровна.


В. Маяковский родился 19 июля 1893 г. в грузинском городе Багдади. Его отец, Владимир Константинович, работал лесничим. В семье было трое детей. Кроме младшего сына Володи - две дочери: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949).
Александра Алексеевна была маленького роста, сдержанная, немногословная женщина. Благодаря ей в доме всегда царила атмосфера доброжелательности и уважения друг к другу. Условия жизни не позволили ей получить образование, но она хорошо рисовала, сочиняла стихи. На восьмидесятом году жизни начала писать книгу о сыне. «Вот напишу о Володе, и тогда о нем узнают всю правду»,- говорила она. Каждый день Александра Алексеевна доставала заветную тетрадку и писала. К 60-летию В. Маяковского, за год до ее смерти, книга была написана и напечатана.
Маяковский был баловнем судьбы: против его прихотей не могла устоять не только мать, но и сестры. Например, футуристическое великолепие, оранжевая кофта, сшитая сестрами, производила фурор всюду, где бы он ни появлялся. Но ему этого было мало. Решив, что наряд уже примелькался, после долгих поисков по мануфактурным магазинам Маяковский остановил свой выбор на черно-желтой полосатой ткани неизвестного назначения. Сшила полосатую кофту Володина мать, хотя была явно недовольна новой затеей сына. Ее смущала зарождавшаяся  скандальная известность сына, мало похожая на славу.

Когда мама знала, что Маяковский приедет в гости, суетилась, пекла печенье, лепила вареники с вишнями, которые он любил. Поила его чаем, угощала вареньем из лепестков розы.
В 1906 г. после смерти отца семья переехала в Москву. Во время этой поездки из окна вагона Маяковский увидел кубанские степи, родину матери. Но впервые посетил наши края значительно позже, в 1924 г.
Надо отметить, Маяковский, став известным поэтом, очень много путешествовал. В автобиографии «Я сам» Владимир Владимирович пишет: «Езжу по городам и читаю». Только за четыре года (1926-1930) он провел в дороге более трехсот дней, то есть каждый пятый день. Выступил с лекциями и стихами в 52 городах страны. И конечно, часто бывал на родине самых близких ему людей; Краснодарский край изъездил вдоль и поперек: Тихорецкая, Сочи, Новороссийск, Армавир. В самом Краснодаре был дважды – в феврале и ноябре 1926 г.
Любопытно, что именно в Краснодаре (февраль 1926 г.) он написал стихотворение «Собачья глушь». Это было последнее стихотворное посвящение ЛЮБ - Лиле Юрьевне Брик.
Для нас, армавирцев, знаменательна дата 30 ноября 1927 г. В этот день из Ростова в Армавир приехал В. В. Маяковский.
Для поэта 1927 г.  пик его славы, высшая точка признания при  жиз­ни, самые большие творческие успехи. Осенью этого года отмечалось 10-летие Октябрьской революции, и Маяковский к юбилею написал поэму «Хорошо!», с огромным успехом читал ее в разных аудиториях. В то же время 1927 г. - переломный в личной жизни поэта. До рокового выстрела, которым он покончил свою жизнь, оставалось два с половиной года.
В Армавире Маяковский остановился в гостинице на одну ночь перед отъездом в Баку. «1-я Советская гостиница» располагалась на углу улиц Первомайской  (ныне Кирова) и III Интернационала (ныне Мира), на месте теперешнего универмага.
Поэт не собирался выступать перед публикой, так как был болен, температурил. Просил швейцара, чтобы его не беспокоили и никого к нему не пускали. Однако армавирцы, узнавшие о приезде Маяковского, не желали признавать никаких запретов. Наиболее настойчивые посетители подолгу и требовательно стучали в запертую дверь гостиничного номера. И П.И. Лавуту (организатору выступлений поэта и автору воспоминаний «Маяковский едет по Союзу») приходилось  объясняться.
ЧТЕЦ: Но одного посетителя Маяковский, несмотря на нездоровье, все же принял. Им оказался заведующий книжным магазином. В 1927 г. в городе было два книжных магазина. Фамилию заведующего магазином, и какого из двух, выявить не удалось.
Пришел он не один, а с мальчиком лет восьми, которого крепко держал за руку, очевидно, опасаясь, что тот сбежит.
– Это мой сын. Не хочет идти со мной. Но я ему сказал – ты потом всю жизнь будешь рассказывать, что видел живого Маяковского. Я ведь так ждал Вашего приезда, даже сделал витрину из Ваших книг.
– А много у Вас моих книг?
– Сколько угодно!
– Привезите мне их вечером в театр, я у Вас их куплю.
– Книг слишком много,  столько Вы не купите.
– Тогда часть оставьте лично мне, а остальное продавайте публике. Если книги пойдут туго, я Вам помогу.
ВЕДУЩИЙ: 30 ноября кинозал «Марс» (ныне кинотеатр «Октябрь») заполнился армавирцами – в основном молодежью. На вечер встречи с Маяковским было продано 222 билета (а фактически 300). Появился Маяковский -высокий, молодой, энергичный, коротко остриженный, в белой рубашке с засученными по локоть рукавами, в серых брюках, перехваченных ремнем с металлическим кольцом.

Голос у Маяковского необычно четок, и все, что он говорил, легко воспринималось аудиторией. А стихи он читал превосходно.
В 1951 г.  учитель С.В. Кирсанов, присутствовавший на этом вечере, вспоминал: «Маяковский начал читать чуть срывающимся голосом,  сильно волнуясь, через минуту голос окреп и строки, произносимые им, приобрели сокрушающую силу». Большое впечатление на армавирскую публику произвели стихи: «Письмо Горькому»,  «Письмо Есенину», «Левый марш». После каждого стихотворения слушатели горячо аплодировали, особенно тепло зал принимал поэму «Хорошо!». К сожалению, армавирцам не при­шлось услышать всю поэму, так как из-за болезни Маяковский читал лишь отрывки. Выступление Маяковского транслировалось по радио.
ЧТЕЦ: В антракте в фойе кинотеатра был устроен книжный базар, который оказался не менее интересным, чем выступление. У столика с книгами Маяковского толпилось много народа. Поэт щедро раздавал автографы и весело поощрял покупателей: «Товарищи, подписываю без всякой надбавки, пользуйтесь случаем. У кого не хватает денег - заплачу, а вы потом внесете в магазин».
Кое-кто сперва недоверчиво и робко решил воспользоваться случаем. Потом число покупателей угрожающе стало расти. Столик с книгами скрипел под напором толпы. Завмаг заволновался: «Не найдешь, с кого получать деньги… Смотрите, пожалуйста, как все вдруг заинтересовались стихами! Надо следить, как бы кто не стянул...» Маяковский успокоил продавца, тут же вручив ему в счет возможных неприятностей довольно внушительный аванс. Завмаг повеселел.
– Если бы не Вы, лежали бы эти книги еще несколько лет, ведь среди них много неходовых, – старые издания.
На что Маяковский ответил, что эти старые издания – самые ценные. Они уже становятся редкостью: «Их-то я и беру у вас», – заявил поэт.
Летучий базар несколько затянулся, но публика была довольна. Перед началом второго отделения Маяковский обходил зал, надписывал книги, одновременно призывая: «Докупайте остатки, потом будете жалеть!»
ВЕДУЩИЙ: Во втором отделении развернулся диспут, в котором приняло участие значительное число присутствующих. Немало было злых, недоброжелательных выпадов против поэта. Но обладая феноменальной находчивостью и остроумием, в словесном турнире Маяковский был непобедим.
Вечер затянулся  до глубокой ночи. 38 записок, отданных поэту, ныне хранятся в Государственном музее Маяковского в Москве. Вопросы в записках были такие: «Почему Ваша группа называется «Левым фронтом»?», «Что левого в ЛЕФе?», «Товарищ Маяковский, Вы член партии или нет? А если нет, то почему?», «Что значит «розоватит» - слово, которое Вы употребляете?».
Маяковский возвратился в гостиницу радостным, так как считал, что вечер встречи с армавирцами удался.
О пребывании поэта в нашем городе, о его выступлении перед широкой читательской аудиторией напоминает мраморная доска, установленная на стене здания кинотеатра «Октябрь». Надпись на доске гласит: «В этом здании 30 ноября 1927 г. читал стихи В. В. Маяковский».
В исполнении пианиста звучит: С. Прокофьев «Патер Лоренцо».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!