Александр Борисович
Кусиков (1896, Армавир – 1977, Париж) – талантливый русский, российский поэт,
активный участник литературно-художественной группы «Орден имажинистов»,
заместитель председателя Всероссийского союза поэтов, редактор Литературного приложения к берлинской газете
«Накануне». Являясь автором замечательных стихов, в том числе положенных
на музыку и исполняемых до сих пор
(«Бубенцы», «Обидно, досадно…»), в массовом сознании Кусиков оказался
незаслуженно забыт.
Творчество поэта
пришлось на переломный, кризисный период в жизни страны – кровавые годы Первой
мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны.
Занимаясь литературной
деятельностью всего десятилетие (примерно с 1914 по 1925 г .), он написал свыше
100 стихотворений, 8 поэм, выпустил в свет более десяти авторских сборников
стихов, участвовал в коллективных сборниках. Сергей Есенин в один из периодов
своей жизни был его большим другом и именно Кусикову он в первом издании
посвятил цикл «Москва кабацкая», а также стихотворение «Душа грустит о
небесах…». Творчество А. Б. Кусикова анализировали В. Брюсов, С. Григорьев, В.
Львов-Рогачевский. Воспоминания о нем оставили В. Шершеневич, А. Мариенгоф, М.
Цветаева и др. Стихи А. Б. Кусикова и сама личность этого поэта являются
неотъемлемой частью русской культуры 20-х годов прошлого века.
Парадоксально, но факт,
о жизни и творчестве Александра Кусикова
существует достаточно большая литература и в то же время
известно о нем чрезвычайно мало. Цель настоящей статьи – на основе немногих
сохранившихся документов рассказать об армавирском периоде жизни нашего земляка
А. Б. Кусикова.
1
Я родился в базу коровьем
Под сентябрьское ржанье коня…
А. Кусиков.
Коевангелиеран
В метрической книге
армавирской армянской Успенской церкви за 1896 г . имеется запись о
том, что 10 сентября родился (28
сентября крещен) Александр Кусикянц. Родители: «армавирский армянин Багдасар Карапетович Кусикянц, его законная жена
Юлиан Карапетян, у обоих армяно-григорианское вероисповеда-ние». Крестный отец – армавирский армянин Есайи
Хачикович Давтянц. Совершил таинство крещения протоиерей Церкви Армавира
Святой Богоматери Вардан Гаспарянц, по записи Н. Аладжянц.
Указанная в церковной
книге дата рождения – 10 сентября, – отличается от общеизвестной, приводимой во
всех энциклопедиях и справочных изданиях (17 сентября). Какая из этих дат
является подлинной, установить теперь
невозможно.
Дата смерти А. Б.
Кусикова в различных источниках также указывается разная. Чаще всего называется
20 июля
В метрической книге записей
о рождении указана фамилия Кусикянц, а известен поэт как Кусиков. В некоторых
изданиях говорится, что Кусикян – настоящая фамилия, а Кусиков – псевдоним. На самом деле обе фамилии настоящие. Только
Кусикянц – это армянская форма (естественно, что именно в таком виде она
указана в метрической книге Успенской церкви), а Кусиков – русифицированная
(употреблялась в официальных документах). Отец Александра Борисовича
известен как Борис Карпович Кусиков, а в церковной книге он записан как
Багдасар Карапетович Кусикянц.
2
И в жизни и в стихах он называл себя черкесом,
но на самом деле был армянином из Армавира Кусикяном.
М. Д. Ройзман.
Из книги «Все, что помню о Есенине»
А. Б. Кусиков родился в
семье черкесо-гаев (черкесских армян), являвшихся первопоселенцами Армавира.
Данная субэтническая
группа сформировалась в горных районах Кубани в период с XI по XVII в. на
основе армянских переселенцев, по разным причинам и из разных мест прибывавших
в Черкесию. Предками большинства черкесо-гаев, скорее всего, являлись выходцы
из Крымского ханства.
Проведя
в горах несколько сотен лет, армяне практически полностью утратили свой
национальный облик. Они переняли у адыгов их язык, нравы, обычаи и основные
элементы материальной культуры, однако сохранили свое этническое самосознание и
приверженность к армянской апостольской церкви. В результате на Северо-Западном
Кавказе возникла самобытная субэтническая группа черкесо-гаев. Черкесские
армяне сосредоточили в своих руках почти всю торговлю Закубанского края и
обрели целый ряд привилегий, сближавших их со статусом адыгских дворян уорков.
Исходя из этого, часто
повторяемая в литературе о Кусикове мысль о том, что он «придумал себе
черкесское происхождение», не совсем верна: черкесский язык, обычаи, культура,
одежда были для него родными.
Черкесо-гаи
жили среди разных адыгских племен: хатукаевцев, егерухаевцев,
темиргоевцев, натухаевцев, бжедухов и др. С конца XVIII в., вместе с
утверждением среди адыгов в качестве господствующей религии ислама, отношения
между горцами и черкесо-гаями ухудшились.
Крымские и турецкие эмиссары и проповедники разжигали ненависть к
христианам, что приводило к религиозным гонениям против черкесо-гаев. Растущее
недовольство адыгов отчасти объяснялось эксплуатацией армянскими торговцами
местного населения, нередко попадавшего в кабальную зависимость от купцов. В
этот же период южные рубежи Российского государства продвигаются вплоть до
Кубани. Это важное обстоятельство не прошло незамеченным для армян. Свои
торговые связи они постепенно переориентируют с Османской империи и Крымского
ханства на Россию. Уже с 1780-х гг. черкесо-гаи ходатайствуют о разрешении им
переселиться в пределы империи. С этого же времени армяне поодиночке и отдельными
семьями начинают переходить на правую российскую сторону Кубани. Однако
массовый характер этот процесс выхода черкесо-гаев из гор на равнину приобрел
только в 1830-е гг. Сначала часть армян обосновалась в двух временных селениях,
располагавшихся на левом берегу Кубани напротив станиц Казанской и
Темижбекской, а в апреле 1839
г . они были переведены на место нынешнего Армавира.
3
Разве арба проскрипит по Арбату?
Разве душу порадует ржаньем табун?
В аул бы родимый, к вершинам горбатым…
А. Кусиков.«Тоска на
плетне лошадиным черепом…»
21
апреля 1839 года на левый берег Кубани напротив крепости Прочный Окоп главным
приставом закубанских народов майором Л. А. Венеровским по приказанию
начальника Кубанской линии генерала Г. Х. Засса была приведена первая группа
черкесских армян. Так возник Армянский аул, получивший позднее название
Армавир.
Выйдя из разных районов Черкесии,
горские армяне образовали в Армавире четыре отдельных квартала (хабля):
Хатукай, Егерухай, Гяурхабль и Хакубхабль. Указанные части аула не являлись
кварталами в современном значении этого слова, а представляли собой компактные
районы, в пределах которых жителей объединяли земляческие и отчасти родственные
узы.
По сообщению видного
кубанского историка Ф. А. Щербины представители фамилии Кусиковых ранее
проживали в землях черкесского племени хатукаевцев. Естественно, что в Армавире
они обосновались в квартале Хатукай, занимавшем территорию между современными
улицами Кирова и Маркса.
Здесь, на углу улиц
Бульварной и Церковной (ныне угол ул. Люксембург, 153-155 и Либкнехта, 55)
располагалась обширная усадьба с домом и садом, принадлежавшая отцу А. Б.
Кусикова Борису Карповичу Кусикову. Самое раннее известное нам упоминание о
принадлежности данного недвижимого имения Б. К. Кусикову относятся к 1904 г ., но, скорее всего,
земля здесь была отведена Кусиковым гораздо раньше. В 1922 г . домовладение Б. К.
Кусикова было муниципализировано.
По данным инвентаризационного
обследования бывшего имения Кусиковых за 1928 г . здесь располагался одноэтажный
деревянный, обложенный кирпичом особняк высотой 5,5 м ., ряд хозяйственных
построек и смешанный сад площадью 918,1 кв.м. Датой постройки жилого дома был
указан 1898 г .
Мы почти не сомневаемся, что именно в этой усадьбе (пусть и в другом, более
старом доме) и появился в 1896
г . на свет Александр Борисович Кусиков. Безусловно
также, что это достопамятное место возле Армавирской государственной педагогической
академии заслуживает установки здесь мемориальной доски о рождении поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!