пятница, 8 мая 2015 г.

Простая непростая жизнь Екатерины Здвижковой

В канун юбилея Великой Победы и Общероссийского дня библиотек Армавирочка с радостью сообщает, что 7 мая вышел в свет сборник стихов нашей коллеги-библиотекаря и поэтессы Екатерины Здвижковой. Мы от души поздравляем Екатерину Яковлевну и желаем ей здоровья и долгих творческих лет! Над сборником трудились сотрудники нашей Центральной городской библиотеки, им – слово!


«Мне есть, что оставить в наследство»
Очерк жизни и творчества

Меня не будет.
Но потомки прочтут мои стихи.
Узнают, чем жила, о чем мечтала,
Что в жизни им я завещала.
А муза, что во мне звучала,
Возьмет потом в другом начало…
Е. Здвижкова

Екатерина Яковлевна Здвижкова родилась 14 ноября 1927 г. в станице Курганной (ныне г. Курганинск) Краснодарского края в семье рабочего-железнодорожника Якова Назаровича Атанова. В шестимесячном возрасте была отдана на воспитание дальним родственникам со стороны матери Малышкиным, в г. Армавир.
В 1936 г. Катя пошла в первый класс. Девочка тянулась к знаниям, много читала. Произведения любимых писателей остались в ее памяти на всю жизнь. Но вскоре детство Кати было омрачено, семью постигло несчастье: приемного отца, Платона Николаевича Малышкина, репрессировали по статье «враг народа». Приемная мать, Акулина Захаровна, как жена троцкиста, не могла устроиться на работу. Кате пришлось ей помогать. Они нанимались стирать белье, выполнять другую домашнюю работу.
Когда началась Великая Отечественная война, Катя училась в пятом классе. В 1942 г. Армавир подвергался массированным бомбардировкам и в начале августа был оккупирован фашистами. Хату Малышкиных разбомбили, и девочке вместе с Акулиной Захаровной пришлось скитаться по людям. В январе 1943 г. город был освобожден, а уже в марте 15-летняя Катя пошла работать на станцию «Армавир». Ее приняли на должность агента посадочной бригады. «Агенты» помогали санитарам выгружать раненых из вагонов, перенося их на себе; медсестрам делать перевязки; стирали бинты, носили кипяток. Кроме того, Катя состояла в комсомольско-молодежном патруле. Совместно с милицией в развалинах и подвалах вылавливали беспризорных ребятишек и отправляли их в детский распределитель. Осенью 1943 г. девушка поступила   в седьмой класс вечерней школы. Тогда же ее приняли в комсомол и избрали секретарем комсомольской организации.

Осенью 1944 г. в составе комсомольско-молодежной бригады Катю Атанову командировали в Апшеронский район на заготовку шпал для железной дороги. Там в результате аварии она сильно пострадала и попала в больницу. После выздоровления ее направили работать библиотекарем в военный агитпункт. Так началась ее библиотечная биография, которая длилась свыше 50 лет!

В декабре 1947 г. Екатерину Яковлевну переводят библиотекарем в парткабинет железнодорожного узла. Твердо решив стать профессиональным библиотекарем, она поступила и успешно окончила заочное отделение Ростовского библиотечного техникума. Много читала, наверстывала упущенное в детстве и отрочестве.
В 1960 г. Е. Я. Здвижкова поступила на работу в центральную городскую библиотеку им. Н. К. Крупской. В январе 1961 г. ее перевели на должность заведующей передвижным фондом, где она проработала 5 лет. Район обслуживания был большой, но читатели хорошо знали своего неутомимого, энергичного и простого в общении библиотекаря.
В 1965 г. Е. Я. Здвижкова возглавила старейшую в городе библиотеку им. Л. Н. Толстого. Она не только руководила коллективом, но и сама обслуживала читателей, умея находить взаимопонимание с разными людьми, подбирала «ключи» к каждому читателю, предлагала ему книги по душе и вкусу. Популярностью пользовались организованные ею книжные выставки и просмотры, беседы и тематические вечера.

За долгую трудовую жизнь Екатерина Яковлевна поработала во многих библиотеках централизованной библиотечной системы: в центральной детской библиотеке имени Зои Космодемьянской, в отделе комплектования ЦГБ им. Н. К. Крупской. После выхода в 1982 г. на пенсию она продолжала трудиться библиотекарем в пункте выдачи центральной городской библиотеки, библиотекарем в филиале № 3 им. А. П. Чехова. И так до 1995 г. На вопрос, почему ей все хорошо удается, она отвечает: «Работа в библиотеке – мое призвание».
Сейчас Екатерина Яковлевна на заслуженном отдыхе, который только условно можно назвать таковым. Человек увлеченный, энергичный, она по сей день активно занимается общественной работой, всегда находится в гуще события и ее никогда не подводит светлая голова, твердая память и неугомонное сердце. Долгое время Е. Я. Здвижкова возглавляла совет ветеранов вокзала ст. Армавир. Почти 30 лет она является членом библиотечного клуба «Любава» в библиотеке им. А. И. Куприна. Екатерина Яковлевна – частый гость и на мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию молодежи, проводимых этой библиотекой. А ей есть чем гордиться и о чем рассказать, ведь почти 90 лет жизни города прошли на ее глазах! Она была не только свидетельницей, но и активной участницей многих важных событий.
За трудовые успехи Е. Я. Здвижкова удостоена значка Министерства культуры СССР «За отличную работу», диплома и значка «Ударнику-культармейцу», награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также юбилейными медалями в честь 50-летия, 60-летия и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
С детских лет Е. Я. Здвижкова пишет стихи. Ее произведения печатались на страницах городской газеты, в сборниках стихов участников литературного объединения «Магистраль» Северо-Кавказской железной дороги (Ростов-на-Дону). Настоящая книга, в которую включено 100 стихотворений, наиболее полно представляет творчество Екатерины Яковлевны.
Одна из главных тем ее творчества – Великая Отечественная война. И если в так называемой «лейтенантской прозе» тех писателей, кто был на фронте и командовал взводом или артиллерийским расчетом, главным объектом художественного исследования был человек в критических ситуациях боя, когда «до смерти четыре шага», то в стихах Е. Я. Здвижковой тема войны раскрывается в ином аспекте. «Сороковые, роковые» пришлись на излет детства и раннюю юность Екатерины Яковлевны, во время войны она оставалась жить в Армавире, который, по мере развития трагических событий 1941-1942 годов, был тыловым, прифронтовым и оккупированным фашистами городом. А затем – освобождение, уход от смертельной опасности быть застреленной или повешенной, тяжелый труд «для фронта, для победы». И вечное ожидание вестей с фронта. И постоянная тревога за близких, тех, кто в бою. И выматывающая неизвестность: живы или со дня на день придет похоронка?
Вот этот взгляд на войну «из тыла» и определяет содержание стихов Е. Я. Здвижковой. Тема ожидания, иногда иррационального, потому что близкие уже погибли, но принять эту потерю невозможно («А мать все ждет…»), тема памяти («Он сплел ей венок из колосьев пшеницы…», «Вспоминает женщина юные года…»), тема потери отца («Помню год сорок пятый…», «Девчонка не помнит папу…»), тема вечной благодарности старшему поколению, победившему врага («Сколько солдат безымянных…»). Несколько особняком в этом ряду стоит стихотворение «Атаман» – безыскусный рассказ о мужестве подростка-детдомовца Сережи Краснощекова по прозвищу «Атаман», погибшего от рук фашистов.
Военная тематика, а точнее, тема мужества и патриотического долга раскрывается в стихах об «афганцах» («В дозоре на трассе…»). Скорбь по погибшим в Чечне звучит в стихотворении «Над рекою ивушка склонилась…».
Большое место в творчестве Е. Я. Здвижковой занимают стихи о природе. Особенно ей удаются небольшие зарисовки, в которых ярко и образно показано какое-то растение или явление. Можно назвать такие поэтические миниатюры, как «Фиалка», «Посадила я цветок…», «В саду рядом с лилией…». Или, например, такое стихотворение:
Ты смотри, в снегу опята,
Словно малые ребята
Окружили старый пень,
А один из них так лихо
Сдвинул шапку набекрень.
В лирике Екатерины Яковлевны отразились многие события ее жизни.
Так, поездка в Сочи вдохновила на создание милой зарисовки о знаменитом дендрарии, метко названном «мировым гербарием». Кроме того, был написан ряд стихотворений, в которых излагаются легенды, связанные с местными топонимами («Агура и Прометей»), а также древнегреческие мифы («Горд и красив прекрасный Нарцисс…»).
Поездки к сыну в армию также оформились в поэтический путевой дневник: в стихах о буйной, романтичной природе Аджарии и неброской прелести пейзажей Ярославщины в полной мере проявились такие свойства автора, как наблюдательность, чувство юмора, почти детский восторг и благоговение перед красотой окружающего мира.
Но поэтесса остается верна своей «малой родине» – Кубани. Чувством дочерней привязанности к родному краю пронизаны такие ее стихотворения, как «Ох, Кубань, ты моя реченька…», «Кубань, родная сторонка моя!..», «Песня об Армавире», «Ах, Армавир мой, город кубанский…» и др. С большой любовью Екатерина Яковлевна пишет о бескрайних пшеничных полях, дурманящем запахе степных трав, пирамидальных тополях, белой акации – обо всем, что составляет местный пейзаж и определяет его колорит.
Есть у нее и стихи о животных. Описывая лес, Екатерина Яковлевна обязательно отмечает и то, как березка «гнездо дрозда в ветвях лелеет», и полет стрекозы. А уж такое событие, как встреча с лосем, выливается в целое стихотворение («На охоте»). Иногда об одном животном она рассказывает по-разному, то как художник-анималист, а то в традициях героического фольклора. Например, в настоящем сборнике зарисовка об экстерьере и поведении лошади («По ветру стелется ковыль…») соседствует со стихотворением, в котором боевой конь после смерти своего наездника-воина превращается в вечный символ самоотверженной борьбы за свободу («Конь-легенда»). Множество «звериных» персонажей – два щенка, котенок, курица, петух – живут и озорничают в стихотворении «По двору бежит щенок…».
В доме Е. Я. Здвижковой всегда жили (и живут) собаки. В своих произведениях она рассказывает и о веселом щенке, и о драме ослепшего пса. Серьезная нравственная тема верности и предательства затрагивается в сказке «Преданный друг». Слово «преданный» в данном случае имеет двойное значение: преданный кому-то и преданный кем-то. Ротвейлер Кондор предан своему хозяину и его семье, но те предают своего друга и бросают его. Несмотря на это, собака тоскует о бывших хозяевах.
Екатерина Яковлевна – человек активный, деятельный и, как принято сейчас говорить, позитивный. Ее интересует жизнь во всех проявлениях и, конечно же, – люди, их чувства, поступки, при этом взгляд поэтессы доброжелателен, но без восторженности и слащавости. Она беззлобно подшучивает над человеческими недостатками («Товарищ докладчик, цитат не жалея…», «Дядя Стас»), но видит главное – доброту, трудолюбие, взаимопомощь («Ты адыг, а он – осетин…»).
И любовь для нее – безусловно, желанное и очень важное в жизни человека чувство, однако чаще всего это чувство безответное и драматичное. Мысль о том, что «они не подходят друг другу» и «счастье невозможно» поэтесса усиливает использованием традиционных фольклорных образов. В этой связи можно назвать такие стихи, как «Ивушка и Соловей», «Повадился Сокол летать к Голубке…», «Ветерок заигрывал с Ивушкой плакучей…». Но и там, где автор не прибегает к по-добным метафорам, истории любви подаются без романтического флера («Люблю его. И точка…», «Я в станице в хороводе…»). Видимо, в этом проявляются и свойства личности Е. Я. Здвижковой, и ее жизненный опыт. Абсолютно искренние стихи Екатерины Яковлевны часто носят автобиографический характер. Из них мы узнаем о первой любви, разрушенной близкими людьми из самых лучших побуждений («Жив ли ты, Аркадий Злобин?..»), о небезоблачной семейной жизни («Покачивая бедрами…»), о несостоявшемся счастье с другим («Старому другу»). О том, что мы иногда вместо реального человека видим придуманный нами образ и влюбляемся в него. Но даже такая эфемерная «односторонняя» любовь помогает жить («Письмо», «Вы говорили мне когда-то…»).
В отличие от любовной лирики, стихи, посвященные детям и внукам, пронизаны настроениями радости и счастья.
В начале очерка говорилось о непростой судьбе Е. Я. Здвижковой (об отказе от нее матери и жизни в семье родственников, об аресте приемного отца). Об этом у Екатерины Яковлевны также есть стихи. Они полны любви, сочувствия и подлинного благородства.
Свое творчество Екатерина Яковлевна воспринимает как духовное завещание потомкам. Надеемся, что это завещание  будет прочитано и принято благожелательными читателями.

Л. С. Елесеева,  М. А. Плешивцева,
заслуженные работники культуры Кубани

СТИХИ…
А  мать  все  ждет

Много лет тому назад
Ушел на фронт мой старший брат.
Прощаясь, матери сказал:
– А ты, родная, жди!
И вишню, что я посадил,
На память сохрани.

Промчалось много зим и лет,
И мир давно, а брата нет.
Но мать надеется и ждет,
Когда же сын ее придет
И мамой назовет.

Ушел навек, в жестокий бой,
Страну и мать прикрыв собой.
Но помнит люд, каким он был,
И жизнь за что отдал.
И звонким именем его
Ту улицу назвал,

Где новый дом теперь стоит,
В котором ты живешь
(А ты все ждешь, напрасно ждешь).
У дома нет уж вишни той,
Зато растет вишневый сад,
Посаженный тобой.
1977

 ***

Девчонка не помнит папу –
Солдатом погиб на войне.
Но он ей дорог и ныне,
С годами дороже вдвойне.

Каким он был – не знает,
(Прошло уже несколько лет),
А фотографий папы
У девочки совсем нет.

Взяв в руки мелок, рисует
Портрет дорогой на стене.
Рисует такого папу,
Каким его видит во сне:

На голове – пилотка,
Грудь его в орденах,
С широкой и теплой улыбкой
И добротой в глазах.

Девчонка не помнит папу,
Погиб он давно на войне,
Но он ей дорог и ныне,
С годами дороже вдвойне.
1979

Вспоминают  ветераны

– Помнишь кладбище большое?
Между склепов и крестов
Мы всей ротою лежали
И атаки общей ждали.
Помнишь, как приклад разбило,
Автомат мой заклинило?
Я со злости крест схватил
И крестом фашистов бил.
– Батя! Батя, это я!
Не узнал, видно, меня?
Я Володя Павлюченко!
Не убитый я! Живой!
Меня пулями прошили,
И ноги навек лишили,
Но я выжил им назло.
Мне, считай, что повезло!
И два воина обнялись,
Обнявшись, поцеловались.
И заплакали друзья,
Упрекать их в том нельзя:
Котелок один делили,
Из одной баклажки пили,
И шинелькою одной
Укрывалися порой.
Сединой виски блестят,
А глаза от слез горят.
Вспоминают ветераны
Всех погибших здесь ребят,
Как на Малой земле бились
И врага разбить стремились,
Тех, кто выжил, кого нет,
Ведь прошло так много лет.      
1995

***

Люблю твои луга и нивы,
Озера, горы и леса,
Твоих безбрежных рек разливы,
Твои равнины и моря.
Что может быть тебя дороже,
Родная русская земля!?

Меня родила и вскормила,
Любовью жаркой опалила
Моя родная сторона.
1954

Кавказ

Несравненной красотой
Дарит нас Кавказ седой.
Если раз сюда попал,
Знай, навеки ты пропал!
А рассвет в горах какой!
В черном бархате ночи
Брызнут зелени лучи,
Затем алым разольется,
Словно солнышко смеется.
Оживает небосвод –
Гамма радуги идет.
Гаснут звезды, день настал,
В блеске всем Кавказ предстал.
Дикой, гордой красотой
Пленен будет разум твой.
1967

Кукушка

У протоки возле рощи,
Под развесистой ольхой,
Полосатая кукушка
Куковала нам с тобой.
Куковала и старалась
Показать свою красу.
В это время много было
Отдыхающих в лесу.
Ей вопросы задавали:
«Сколько лет еще нам жить?»
И кукушка куковала,
Всем старалась угодить.                       
   1973

Муська

Озорной, лохматый зверь
Открывает лапкой дверь,
Ластится ко всем, мурлычет,
Поиграть с собою кличет.
Без усатой той мордашки
Скучно было бы Наташке.
Муська бегает и скачет,
А Андрей от кошки плачет.
С ним она играет в прятки,
Покусала ему пятки.
Озорная, просто душка,
Славная в семье игрушка!

Май  1975

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!