Влюбленный в жизнь и солнце,
Здоровый телом, сильный, молодой,
Он нас пьянил, врываясь к нам в оконце,
И ослеплял, блестя меж нас звездой.
Горя в огне безмерного успеха,
Очаровательно дурачась и шаля,
Он хохотал, и вся страна, как эхо,
Ликуя, вторила веселью короля.
В. В. Князев
Русский писатель-юморист, драматург, театральный критик Аверченко Аркадий Тимофеевич родился 15 марта (27 марта) 1881 г. в Севастополе в семье купца. Будущий писатель получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии.
В
пятнадцать лет Аркадий поступил на работу младшим писцом в транспортную
контору. В 1900 г. он переехал в Харьков, где в харьковской газете "Южный
край" опубликовал свой первый рассказ "Как мне пришлось застраховать
жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 г.
писатель становится редактором сатирических журналов "Штык" и «Меч».
В
1907 г. Аверченко переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале
"Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем
становится постоянным редактором этого популярного издания. Как
отмечал в статье Аверченко и «Сатирикон» (1925 г.) А. И. Куприн, журнал «сразу
нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина –
необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего
класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и
литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых
юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к
сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна,
А. Н.Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным
сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам
Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера
Н. А. Лохвицкой (Тэффи).
В
1910 г. выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей
России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)",
книга 1, "Зайчики на стене", книга II. "...их автору суждено
стать русским Твеном...", – проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в
1912 г. книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих"
утвердили за автором звание "короля смеха".
В 1913 г. редакция
«Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон»
(1913–1918 гг.). «Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили
своей благоприобретенной репутацей «независимого журнала, промышляющего
смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности,
дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих
смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была
подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в
тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые
призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее
проявления, в том числе и самое цензуру. Февральскую революцию 1917 г. Аверченко
со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая
за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую
настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят
Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как
чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он
стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как
«черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М. Булгакова,
М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у
Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху. Эпоха
относилась к юмору сурово: в августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен, и
Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский
край», «Юг России» антибольшевистские
памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 г. отбыл в Стамбул с одним из последних
врангелевских транспортов. В Стамбуле Аверченко, как всегда,
совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр
«Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе.
В 1922 г. писатель поселился в Праге, где успел написать и опубликовать
несколько книг рассказов и пьесу «Игра со смертью», имеющую характер
комедийного шоу. Публикуется
его книга "Дюжина ножей в спину революции", сборник рассказов:
"Дети", "Смешное в страшном", юмористический роман
"Шутка мецената" и др. Скончался в Пражской городской больнице 22
января (3 марта н.с.) 1925 г.
Армавирочка
Король смеялся. А
потом он загрустил. Когда потерял успех, славу, а главное – родину...
А сколько
незабываемых образов нашей огромной и неповторимой разноликой страны создал
писатель! Россия… Великие города и прелесть малой глубинки… В сборнике «Чудеса
в решете» собраны рассказы писателя о провинции и ее жителях.
Аверченко по-доброму посмеивается над
провинциальными взглядами и нравами. И среди них – сатирический образ армавирца
Сельдяева. Типичный провинциал южного городка, простоватый, доверчивый,
Сельдяев принимает за чистую монету самые невероятные петербургские истории, но
остается к ним равнодушен. Не интересуют его также красоты и
достопримечательности Петербурга. Зато наш земляк оживляется, когда речь
заходит о его родном Армавире. Свое! Родное! Провинция, словом… И – гордость
провинциала за это – СВОЕ!
Словом, читайте и
наслаждайтесь!
«Приезжий Сельдяев»
Посвящ. Ник. Серг. Шатову.
Я
прислушался… Из передней донесся голос моей горничной:
– Барин
дома, но очень занят.
Другой
голос приветливо согласился.
– Ага…
Так, так. Это хорошо. Ну, пусть себе занимается. Я мешать не буду. Доложите,
что я хочу его видеть…
– Да
барин занят. Пишет.
– Ну, вот
и хорошо. Наверное, какую-нибудь забавную вещь пишет. Скажите, что я хочу его
видеть…
– Барин
сказал, что его отрывать нельзя.
– Да я и
не оторву. Ей Богу. Только десять минут. Желает, мол, видеть его Сельдяев. Он
меня примет.
– А они
сказали, что никого не будут принимать,
– Ну да.
Вообще. А я Сельдяев.
Голос у
него был кроткий, убедительный, как у человека, который погряз с головой в
разных деликатностях.
– Не знаю
уж, как и быть.
– Вы
только скажите ему, что я из провинции.
Этого он
мог бы и не говорить. Весь предыдущий разговор достаточно убедил меня в этом. Я
с силой бросил перо на письменный стол, вскочил, выбежал в переднюю и, заложив
руки:
– Что?
– Мамочка! – закричал он,
умиленный. – Не узнает! Вот смехи-то… Сельдяева не узнал. Да какая же
жизнь после этого… Дайте-ка я перво-наперво вас облобызаю.
Он
привлек меня к себе, a горничная в это время стаскивала с его плеч шубу. Вышло
так, что мы спутались в один странный комок, состоящий из горничной, Сельдяева,
шубы его и меня.
–
Простите, не узнаю, – пролепетал я, прижимая Сельдяева к сердцу.
–
Сельдяева-то? Помните, вы в Армавире у нас читали лекцию, a я зашел
приветствовать вас от имени армавирского общества любителей таксомоторной езды.
Еще после мы с Гугенбергом и Чихалиным вас на таксомоторе возили, город
показывали. Кстати, знаете, Чихалин-то… Кинематограф открывает в Армавире.
– Что вы
говорите! – деликатно поразился я. – Это неслыханно! Кто бы мог подумать… Эх,
Чихалин, Чихалин… Не выдержала русская душа окружающей беспросветной мглы…
Садитесь.
– Сяду. Я
ведь вам мешать не буду. У меня только одна просьба: покажите мне ваш
Петроград.
Я
поглядел на Сельдяева; взглянул на неоконченную рукопись. Первый, все равно, не
отстанет; вторую, все равно, окончить не удастся.
– Пойдем,
– сказал я.
– А
работа? Вы не беспокойтесь, пишите. Я минуточек пять подождать могу.
– Что вы!
Тут работы часа на два.
– Ну,
тогда, конечно, бросьте. Хе-хе… Сельдяевы не каждый день в Петроград приезжают.
Верно?
– Пойдем.
Мы
оделись и вышли.
– Вот это
Невский проспект, – сказал я приостановившись, чтобы полюбоваться на его
ошеломленное лицо.
Однако,
лицо его было спокойно, как морской залив в тихое летнее воскресенье.
–
Невский?.. Так, так. Далеко тянется?
– Верст
десять!
Я опять
искоса взглянул на него.
– Десять?
Так. Но это в обе стороны?
«Нет, –
подумал я, – улицей его не удивишь. А что ты, голубчик, запоешь, когда увидишь
Казанский собор?!»
– Это вот
Казанский собор. Каково, а? Хотите внутрь зайти?
– Нет,
зачем же, – пожал он плечами. – Собор как собор.
– Ну, не
скажите… Колонны-то все таки… Видали, какие?
– Да,
серые. Сто штук будет?
– Что вы,
– сказал я, и хотел добавить: «меньше» но потом решил ошеломить его.
– Больше!
Около трехсот.
– С
каждой стороны или в общем?
Я резко
повернулся:
– Пойдем.
Желание
поразить этого человека пропало во мне. Я вяло водил его за руку и не менее
вяло указывал вялым пальцем:
–
Исаакиевский собор. Полтораста миллионов обошелся.
Сельдяев
значительно поджимал губы и, подняв одну бровь, спрашивал:
– С
землей или без земли?
– А это
вот Нева. Видите?
Он
перегнулся через перила и стал рассматривать реку так, будто бы хотел
разглядеть какое-то насекомое, ползущее внизу.
– Это вот
Нева и есть?
– Нева.
Кажется, что не широка, a на самом деле обман зрения: пять верст!
Никакого
изумления не отпечатлелось на его лице.
– Ну,
вода-то здесь, говорят, ядовитая, – задумчиво опершись о перила, промямлил он.
– Вода?
Страшно ядовитая. На один кубический сантиметр воды четыре миллиарда бактерий.
Ежели нападут все вместе, человека растерзать могут.
– Так,
так. А эта штучка там торчит — что это такое?
– Где?
– Вот
эта. Кривая какая-то.
– Это —
Троицкий мост! (Мы стояли от него в ста шагах). Хорошая «штучка»!.. Одна
постройка обошлась полтораста милл… (все равно!) миллиардов.
–
Все-таки, он металлический?
– А вы
какой же хотели?
– Да нет,
я так. Мне все равно. Металлический так металлический.
Я
призадумался.
– Когда
кессоны устанавливали, – около трех тысяч народу погибло. Это был единственный
раз, когда он изменил себе, заметив:
– Ну, на
такой большой мост неудивительно, – что столько народу пошло.
Я сразу
погас, потух, обессилел и побрел, еле перебирая ногами и неохотно влача
Сельдяева за руку. Были впереди еще – музеи, памятники, вся красота и мощь
Петрограда. Но – что это все Сельдяеву? Я решил не церемониться с ним.
Мы шли по
какой-то неизвестной мне узкой улице; я указал на серый двухэтажный дом и
значительно сказал:
– Самый
знаменитый дом в Петрограде
– А что?
– Здесь
Пушкин написал своего «Евгения Онегина».
– Пушкин?
– переспросил Сельдяев. – Александр Сергеевич?
– Да.
– Он тут
что же… всегда жил или так только… Для «Онегина» поселился?
–
Специально для «Онегина». Заплатил за квартиру двадцать тысяч.
Печать
холодного равнодушия лежала на каменном лице Сельдяева.
– Вы что
же думаете, – сурово спросил я – Что прежние 20 тысяч все равно, что
теперешние? Теперь это нужно считать в 50 тысяч!
– Гм… да!
А он за «Онегина»-то много получил?
Я бухнул:
– Около трехсот
тысяч.
– Ну,
тогда, значит, – рассудительно заметил Сельдяев, – ему можно было за квартиру
такие деньги платить.
Мы, молча
зашагали дальше.
– А вот
этот дом – видите? Тут несколько лет тому назад произошла страшная драма: один
молодой человек вырезал обитателей четырех квартир.
– Это
сколько ж народу?
– Да
около так… пятидесяти человек.
Он
осмотрел фасад и спросил:
– В один
день?
– А то
как же?
– Этак,
пожалуй, и не успеешь, если без помощников. За что же он их?
– Из
мести. Они съели его любимую невесту.
Сельдяев
качнул головой.
–
Людоеды, что ли?
– Нет!! –
отрезал я, дрожа от негодования. – Это был такой клуб, где ради забавы каждый
день ели по человеку. И полиция молчала, потому что ей платили около трех
миллионов в год.
– Рублей?
– Нет,
фунтов стерлингов!!! В фунте — 9 рублей 60 копеек.
–
Английские фунты?
– Да! Да!
Он
улыбнулся краешком рта.
– Гм!
Просвещенные мореплаватели…
– Стойте!
Вот дом, который вас позабавит. Здесь помещается питомник полицейских собак.
Есть тут одна собака Фриц, которая не только разыскивает преступников, но и
допрашивает их.
–
Овчарка? – спросил он, оглядев фасад.
– Черт ее
знает!! Недавно захожу я сюда, a она сидит за столом и спрашивает какого-то
парня: «Как же вы говорите, что были в тот вечер на Выборгской
стороне, когда я нашла ваши следы на лестнице дома Гороховой улицы?» Так парень
на колени. «Ваше высокородие! Не велите казнить, велите слово молвить!.. Так
точно, повинюсь перед вами».
– Да, да,
– сказал Сельдяев, шумно вздыхая, – Читал и я, что где-то в цирке показывали
собаку, которая разговаривает; потом кошку… тоже. Показывали… которая
разговаривает…
Я погасил
искорку ненависти, мелькнувшую у меня в глазах, и сказать, хлопнув его по
плечу:
– Так
слушайте, что же дальше! Собака, значить, к нему: «А так, ты сознаешься?!» –
Так точно. Только вот что, ваше высокородие; так как говорим мы глаз-на-глаз,
то разделимся по совести. Я вам бриллиантовые сережки отдам, что украл, a вы
меня отпустите…" И кладет перед ней серьги. Собака только плечами пожала:
"куда мне они… Ведь всем ювелирам приметы и описание сережек разосланы.
Попадусь еще… Есть у тебя рублей пятьдесят наличными — так дай. Тогда черт с тобой,
иди куда хочешь". — "Тридцать пять есть!" – "Ну,
ладно, давай, да сережки то не здесь сбывай, a где-нибудь в Берлине или
Дрездене!" Опустила деньги в карман да прочь со стола.
Сельдяев
выслушал меня, и в глазах его мелькнула тень интереса к моему рассказу.
– Да
откуда ж у нее карман?
– Карман
сюртука. Они ведь одеваются в форменные сюртуки. Шашка. Сапоги. Свисток.
Жалованье 11 рублей с полтиной.
Но
Сельдяев снова погас. Взял меня под руку и спросил:
– Ну, a
что тут у вас, вообще, в Петрограде интересного?
– Вы
лучше расскажите, что у вас слышно в Армавире?
Он
остановился, обернулся ко мне, и лицо его сразу оживилось.
– Да ведь
я вам и забыл сказать: вот будете поражены… Ерыгина помните?
– Не
помню.
– Ну, как
же. Так можете представить, этот Ерыгин решил ехать в Сибирь! Нашел в Иркутске
магазин, который ему передали на выгодных условиях – и переезжать туда… Не
чудак ли?.. Что вы на это скажете?!
И он
залился закатистым смехом.
– Господи
Иисусе! Кто бы мог подумать! – воскликнул я и вслед за ним залился смехом.
Как это
часто бывает, смеялись мы по разным поводам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!