Вода и камень — вечность
Айастана,
Над ними дни и годы
пролетят,
Но никогда турецкими не
станут
Священный Ван и гордый
Арарат.
Уникальный памятник
истории, архитектуры и духовной культуры на армавирской земле – это Армянская апостольская церковь Успения Пресвятой
Богородицы.
Этот храм – не только старейшее здание в
городе, с него начиналась его история. Поэтому, чтобы рассказать об этом храме,
нужно окунуться в далекое прошлое…
История началась в 18 веке после
разгрома Турции в войне (1768-1774).
Тогда, 1775 году, был
подписан Кючук-Кайнарджийского мирного договор, по условиям которого Крымское
ханство и Кубань стали независимыми и от Турции, и от России. Но вскоре турки
заняли Тамань и собирались захватить Крым..
В ответ русские войска оттеснили турок за
Кубань и установили в Крыму власть русской императрицы. В этот период будущему
фельдмаршалу, а тогда еще генерал-поручику Суворову, поручили построить укрепленную
линию от Ставрополя до устья Кубани по правому берегу реки. По реке Кубань и прошла граница с Турцией.
В 1784 году по приказу
Кавказского генерал-губернатора Потемкина недалеко от расположения Царицынской
была построена крепость Прочный Окоп. На правый берег
Кубани начали переселять донских казаков и казаков Черноморского войска. В 1794
году у крепости Прочный Окоп поселились 200 семей донских казаков. Так
появилась станица Прочноокопская. По приказу генерала
Ермолова 1817 году станицу перенесли вниз по течению из-за разливов Кубани, но
поселение позже появилось и на старом месте. Сейчас это Старая Станица под
Армавиром, а рядом с ней поселок Фортштадт, который прежде был солдатской
слободой. Так, сама история подготовила благодатную почву для переселения
горских армян на территорию Кубани.
***
«…И буду Я найден вами,
говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех
мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда
переселил вас» (ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Книга пророка Иеремии. Глава 29)
Считается, что большинство
армян переселилось в горные районы Северного Кавказа в конце XV века из Крыма, где они жили после землетрясения в г. Ани западной Армении.
***
К тому
времени Османская империя полностью подчинила себе Крымское ханство и всюду насаждала ислам. Повергнутые
религиозному гонению, армяне переселились
на Кавказ в земли абхазов и адыгов (тогда еще христиан). Армяне-переселенцы, прожив
в горах 300 лет, переняли нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни
адыгов, среди которых они поселились. Благодаря доброжелательным
взаимоотношениям армян и черкесов, между ними стали возникать родственные
связи.
Армяне, взяв в свою семью черкешенку, сначала крестили ее, а затем
венчали. Их язык приобрёл черты,
сближающие его с адыгскими языками, однако они сохранили своё этническое
самосознание и принадлежность к Армянской церкви. И когда в период кавказских войн усилиями Турции насаждался ислам,
армяне его не приняли.
В результате
взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая
группа черкесогаев — горских армян. Название черкесских
армян – черкесо-гаи – происходит из собственного названия (гайк – прародитель армянского народа, отсюда – гайки, гаи), и от иноназвания народов, среди которых армяне прожили
сотни лет – черкесы.
Турки истребляли немусульман и разжигали к ним ненависть среди
народов, принимавших ислам на Кавказе, из-за чего черкесо-гаи начали
переселяться из горных аулов к русской границе.
Записи в архиве
католикоса в хранилище Матенадаран сообщают, что переселение на Кубань началось
в 30-е годы 19 века. Руководил переселением командующий русскими войсками на
Кубани генерал Засс.
Засс сообщил армянскому патриарху в Астрахани: «Вот уже, наконец, я смог переселить с гор
200 семей армян в долину реки Кубань в безопасное место против крепости Прочный
Окоп… Прошу включить их в Вашу духовную епархию и прислать им духовного
пастыря».
Поселение появилось
ближе к устью реки Уруп в 1839 году. На возвышении в том месте, где сейчас
стоит армянская церковь, расчистили прямоугольник земли и построили сакли. К
1840-му году в ауле проживало уже 400 семей черкесо-гаев (горских армян), которые проповедовали христианскую армяно-григорианскую религию,
которые переселились из мусульманских черкесских аулов под
защиту русских единоверцев. Год 1839 считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное
название Армянский аул.
***
«Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Строительство церкви
и возрождение в значительной степени забытых за годы проживания в горах
христианских традиций и обрядности стали одной из первостепенных задач
обустройства черкесо-гаев на берегах Кубани. По словам одного из военных
чиновников К. Дульветова, «несмотря на
перерождение в черкесов во всем, армавирцы твердо сохранили убеждение, что они
армяне, григорианского исповедания».
Генерал Засс специально распорядился, чтобы на новом месте «не было большого стеснения, наблюдена
правильность улиц, и чтобы посредине всего поселения оставлена была площадь,
достаточная для построения Церкви».
По прошению генерала Засса императорское правительство выделило на
постройку ссуду в размере 10000 рублей серебром. Появились и частные пожертвования: 5000 передал строительному фонду наместник на Кавказе князь
Воронцов, 2000 рублей собрали жители армянского аула, 5000 рублей жертвует
купец Вартанов, остальную сумму пожертвовали армяне Ставрополя и Нор-Нахичевана. Весной 1840 г. на центральной площади аула (ныне площадь между
улицами: Кирова, Жукова, Дзержинского и Осипенко) началось строительство первой
деревянной армяно-григорианской церкви. Засс одновременно распорядился, чтобы
храм возводился на каменном фундаменте, был покрыт железной крышей и увенчан
позолоченным крестом.
Строительные работы шли быстро, и уже в мае 1840 г. Г.Х. Засс
сообщал: «В течение лета церковь будет
кончена; и снова будет слышаться за Кубанью святая благовесть после тех
отдаленных времен, когда Греческая церковь была вытеснена из гор исламизмом».
К сожалению, в одну из ночей 1842 г. недостроенный храм полностью сгорел. Местные
жители подозревали, что это был поджог, так как в ту ночь из аула внезапно
исчезли трое гостивших здесь горцев. Гораздо позднее, уже в начале ХХ в., одна
из прилегающих к церковной площади улиц получила официальное наименование
Пожарной (ныне ул. Дзержинского), в память об этом печальном происшествии.
Но армавирцы не
отчаивались. В условиях отсутствия церкви религиозные обряды совершались во
временном молитвенном доме, который упоминается в статистических сведениях об
Армавире за сентябрь 1842 г. В этом молельном доме в 1846 году было открыто первое в ауле
церковно-приходское одноклассное училище. Это было первое национальное учебное
заведение на Кубани для мальчиков. В училище работали преподаватели русского и
армянского языков и законоучитель.
Проект новой
каменной церкви храма архитектора Фарафонтьева был утвержден 16 ноября 1844
года. Но из-за
ошибок, допущенных в проектных расчетах, недостатка средств и трудностей в
подвозе стройматериалов сооружение храма затянулось. И только 25 августа 1861
года церковь была торжественно освящена астраханским архиепископом Матевосом и
получила название Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Храм окружала крепостная
стена с бойницами и четырьмя бастионами на углах для защиты от набегов горцев. По
этой причине черкесо-гаи называли свою церковь «крепостной». В ту пору, когда
шла Кавказская война, церковь служила форпостом – стратегическим пунктом
русских войск. Во время набегов
враждебных горцев жители аула укрывали в храме женщин и детей, а сами плечом к
плечу с русскими отражали набеги черкесов и ногайцев.
Внутреннее помещение
церкви сохранило строгий стиль армянских средневековых церквей. Большинство
икон написано армянскими художниками. Художественно выполненный иконостас,
строгие, потемневшие от времени иконы, подсвечники и другие предметы культа
являются компонентом общего архитектурного вида здания церкви, произведениями
народно-прикладного и изобразительного искусства.
Внешний вид церкви тоже указывает на известный средневековый стиль армянского зодчества.
Внешний вид церкви тоже указывает на известный средневековый стиль армянского зодчества.
Через 25 лет после
освящения Успенская Армянская Церковь обветшала. И в 1887 г. был завершен ее
капитальный ремонт, на который сельское общество затратило внушительную сумму в
23 тыс. руб. Возможно, что только после этого старейшая в Армавире церковь
приобрела свой нынешний внешний облик, более близкий к армянской культовой
архитектуре, нежели тот, который изначально был предусмотрен в проекте ее
постройки.
***
«…стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их;
берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей
своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и
размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в
который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его
и вам будет мир» (ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Книга пророка Иеремии. Глава 29)
История нашего города
начинается с армянской церкви. Церковная площадь, которая в некоторых источниках
обозначена как «Соборная» или «Торговая», стала первым духовным,
административным и экономическим центром Армавира. На церковной площади в 1942
году была принята присяга на подданство жителей аула русскому правительству. Еще
в 1841 г. на ее южной стороне открылся торговый ряд, и до 1887 г. здесь
действовал главный базар селения. Рядом с храмом располагался «сборный дом»,
куда для обсуждения важнейших вопросов внутренней жизни Армавира сходились
коренные мужчины-домохозяева. Позднее на краю площади было выстроено
капитальное здание волостного правления, где заседал армавирский старшина и все
чины сельской администрации, тут же во дворе находился арестный дом. Возле
Успенской церкви открылись и функционировали первые в ауле армянские мужское и
женское начальные училища. В начале ХХ в. на северной стороне площади
действовала больница сельского общества.
***
«И иных Бог поставил в
Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями;
далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения,
управления, разные языки» (1Кор. 12:28).
Велико значение
подвижничества в эти годы становления города и строительства храма.
Всемерное
покровительство и действенную помощь, прежде всего при решении религиозных и
школьных вопросов, армавирцам оказывал настоятель ставропольской
Армяно-Григорианской церкви Тер-Петрос
Патканян.
Жители аула называли его своим отцом-воспитателем и основателем
первого храма. Именно по
предложению армянского священника Патканяна из Ставрополя в 1848 году село
получило название Армавир (в память о столице древнеармянского царства).
Впервые на карте Армавир был отмечен в 1869 году.
На территорию
современного Армавира черкесо-гаев «привел» монах-просветитель Карапет Арцивян. Уроженец Нахичевани-на-Дону, Карапет Арцивян, которого часто
называли вартапет (церковный учитель), с 1815 до 1832 г. странствовал в горах
Черкесии, удовлетворяя религиозные нужды своих соплеменников, проживавших в
различных адыгских аулах. Уважаемый как единоверцами, так и
горцами-мусульманами пастырь призывал армян переходить под покровительство
России. По словам Е.Д. Фелицына Шаган-Симона, одного из исследователей истории
Кубани, вартапет «во время опасностей как
орел собирал черкесо-гаев под свое крыло, защищал и скрывал их от угроз до тех
пор, пока не настал благоприятный момент сопроводить свою маленькую паству под
крыло большого русского орла». С 1832 г. Карапет Арцивян жил в
Екатеринодаре, однако он продолжал регулярно навещать горные аулы, а
впоследствии лично, тесно контактируя с Г.Х. Зассом, возглавлял переселение
различных групп черкесо-гаев в Армавир. Сам он переезжает сюда в 1840 г., став
первым местным армянским священником. Вартапет прожил большую и деятельную
жизнь и похоронен он на
территории церкви. Надпись на могиле на армянском языке гласит: «Здесь покоится Арцивян Карапет – монах
отважный, утешитель и спаситель беззащитных черкесских армян, посвятивший себя
опасной борьбе с горцами и спасший армян. Неутомимый борец, до конца дней
своих, отдавший свою жизнь на благо своей нации. Да останется навеки
благодарная память его в поколениях армавирских армян. Скончался 3 августа
1866 г. в возрасте 102 лет».
Рядом находятся
надгробия первого священника черкессо-гая Вартана
Гаспаряна, умершего в 1899 году, и последнего настоятеля церкви Гевонда Агаджаняна, умершего в 2007
году, который в течении 45 лет восстанавливал и сохранял церковь Успения
Пресвятой Богородицы.
***
«…И великий страх объял всю
церковь и всех слышавших это…» (Проповедь апостолов и гонения на них: Деян. 5,
34–36, 38–42)
В советское время
активно пропагандировались антирелигиозные идеи. Повсеместно разрушались
церкви. В Армавире были разрушены все церкви, но чудесным образом уцелела
только армянская. Существует легенда. . .
«На
церковной колокольне висел колокол, отлитый еще во времена крестовых походов в
Палестину. На нем были греческие надписи, и долгое время ему поклонялись
абадзехи, исповедовавшие как христианство, так и язычество. Находился этот
колокол в ауле абадзехов Гяурхабль. Во время переселения в Армавир, армяне из
Гяурхабля привезли колокол, завернутый в белый покров, с собой и водрузили на
церкви. С приходом советской власти, колокол чудным образом бесследно исчез.
Старики говорят, что только это и спасло здание церкви от полнейшего
разрушения...».
В 30-е годы была уничтожена окружавшая здание
крепостная стена с бойницами и бастионами.
В 1965 году
православная армянская церковь была закрыта, а помещение храма горисполком
временно предоставил пищеторгу под склад сахара. В итоге зданию был нанесен
значительный ущерб. Тер – Гевонд Агаджанян,
назначенный настоятелем церкви в
1962 году, в своей книге «Вера, люди, жизнь» вспоминает: «Церковь
предстала перед моими глазами в ужасном состоянии. С первого же взгляда на это
чудесное по своей архитектуре и истории своей здание, глаза мои наполнились
слезами… Девяносто процентов церковных окон были разбиты, крыша церкви,
покрытая простой жестью, со временем абсолютно сгнила. Снег и дожди зимой
заливали внутренность церкви. Птицы и насекомые безраздельно хозяйничали в
церкви, свивая здесь гнезда и уничтожая старинную роспись стен… Температура
воздуха в церкви равнялась уличной. В северном приделе храма я жил со своей
семьей. Зимой по утрам вода замерзала, превращаясь в лед, ибо никакого
отопления в церкви не было. Во время литургии приходилось по несколько раз
менять под ногами нагретые кирпичи, чтобы продолжить службу…
На протяжении долгих десяти лет, параллельно с церковной службой, я
начал заниматься ремонтом и реставрацией храма. В этом мне помогали все члены
моей семьи. Я был и столяром, и жестянщиком, и стекольщиком – все приходилось делать собственными руками,
так как церковная казна была пуста. Городские власти были глухи и безразличны к
бедствиям моим и нашей церкви, и даже увеличили налог на содержание церкви. С
двухсот рублей его увеличили до 1200, а после моих жалоб … и до 1600 рублей.
Платить такие деньги церковь была не в состоянии. Одним словом, местное руководство
делало все, чтобы церковь прекратила свое существование…
Без ведома горисполкома церковь не имела права крестить детей и
венчать молодоженов. Сегодня это кажется смешным и абсурдным, но в те времена
люди – верующие боялись вслух сказать о свободе своего вероисповедания... Тяжкие
этапы, пройденные церковью: гонения коммунистов, годы запустения и упадка веры
в душах людей, отчаянная борьба моя и верующих армян за сохранение светильника
веры в нашем городе. Ведь молодые поколения об этом не знают…».
Двадцатый век. Омытая слезами,
Судьбы армянской горькая стезя…
И смотрят в душу мне с тропы Варшама
Прапрадеда молящие глаза.
В 1978 году здание
храма было передано во владение общества по охране памятников архитектуры, а
часть церкви, занимаемая складом, была передана городском музею под выставочный
зал. После долгого запущения, разрушений войны, не целевого использования и
многих судебных тяжб из-за уникального здания с властями, в 1981 году начался
капитальный ремонт и реставрация храма, затянувшиеся на долгих 10 лет. И самый весомый вклад в восстановление
уникальной церкви внес последний настоятель Тер – Гевонд Агаджанян, который
сделал все, чтобы сегодня прихожане могли наслаждаться красотой убранства и
древностью сохраненных стен.
Еще 30 лет назад
совет городского Общества охраны памятников принял решение об охране здания
Армянской Успенской церкви как ценного историко-архитектурного памятника
Армавира, он признан памятником краевого значения.
Только в мае 1995
года на колокольне была установлена новая звонница из пяти колоколов. Средства
на ее приобретение были собраны армянской общины города Армавира и отдельными
пожертвованиями городских меценатов.
Так, благодаря неустанным трудам и заботам местной
общины, в Армавире зарождается важнейший духовный очаг армянской диаспоры на
Северо-Западном Кавказе. Безусловно, это оказалось возможным только при
всемерной поддержке со стороны российских властей, заботившихся о нуждах всех
разноязыких подданных великой империи.
Здесь дух армян преследуя веками,
Надменный турок властвовать привык.
Но нет! Неотуреченные камни
Стоят, как непокорный Андраник...
***
Литература
Священное служение людям / Р. Дарбинян-Ктоян // Армавирский
собеседник. – 2013. – 14 февр. – С. 3. – (Призвание).
Армянская Успенская церковь : [история] / Сергей Ктиторов //
Ктиторов, С. Лики старого Армавира : кубанское селение на почтовой открытке
нач. ХХ века. – Краснодар : Платонов, 2010. – С. 88-89.
Выбери свою жемчужину : краев. гос. телерадиокомпания «Новое
телевидение Кубани» и газета «Вольная Кубань» завершают работу над проектом
«Семь жемчужин Кубани» // Армавирский собеседник. – 2009. – 14 нояб. – С. 2.
Успенская церковь (прим. 1910 г.) / Сергей Ктиторов // Армавирский
собеседник. – 2009. – 1 авг. – С. 4. – (Народная энциклопедия Армавира:
истоки).
27 февраля Армянская апостольская церковь отмечает Сретение
(встречу)
Святой Эчмиадзин : именно в этом городе находится Католикос
(правление) Армянской апостольской церкви / В. Павлюченков // «Армавирский
коридор» : сб. докум. очерков. – Армавир : Арм. лингвист. ун-т, 2007. – С.
98-104.
Святой Саргис : в армянских церковных праздниках Сурб (Святой)
Саргис был и остается одним из самых почитаемых у армян / Макар Тертерян //
Армавирский собеседник. – 2007. – 31 янв. – С. 8. – (Духовный календарь).
Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы : [история] / Олег
Белоусов // Наш Армавир. – 2004. – 4 февр. – С. 2.
Армянская Успенская церковь : [история] / И. Зирин // Армавирочка.
– 2000. – 2 февр. (№ 5). – С. 1. – (Памятники главной улицы).
Армавирская Армянская церковь становится кафедральным собором : в
жизни армавирских армян произошло знаменательное событие – церковь становится
религиозным и духовным центром Юга России / А. Ованесов // Армавирский
собеседник. – 1999. – 5 февр. – С. 1. – (Духовная жизнь).
Дороги к храмам : [история армянской Успенской церкви] / Е. Иванов
// Армавирский собеседник. – 1994, сентябрь – №№ 163-166. – (Святыни Армавира).
Улица Розы Люксембург / С. Ктиторов // Армавирский собеседник. –
1993. – 11 сент. – С. 2. – (Навстречу Дню города).
Церкви Армавира / И. Щербаков // Армавирский собеседник. – 1992. –
27 июня. – С. 3. – (Далекое – близкое).
Дорога к разрушенному храму : [история Армяно-Григорианской
Успенской церкви] / В. Старшинов // Советский Армавир. – 1991. – 4 июля. – С.
2. – (Cтраницы истории).
Архивы рассказывают: история памятника архитектуры :
[Армяно-Григорианская церковь в Армавире] / Н. Навротский // Советский Армавир.
– 1990. – 16 мая. – С. 3. – (На разные темы).
Боль и надежда : церковь Святого Успения в Армавире / А. Мельников
// Советская Кубань. – 1990. – 28 апр. – С. 7.
Бондарев, Игорь Армавир. история появления города / И. Бондарев // http://photo.bondareff.ru/24082008.htm
Бондарев, Игорь Армавир. история появления города / И. Бондарев // http://photo.bondareff.ru/24082008.htm
С большим удовольствием читала о переселении горских армян, о взаимопроникновении культур и формировании новой этнической группы. А еще была удивлена, что граница с Турцией проходила по реке Кубань. Или забыла, а может быть не знала, срочно буду восполнять пробелы. Спасибо, Ирина , статья заслуживает огромного внимания
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Да, действительно, граница проходила по реке Кубань. По ту сторону Кубани остались и адыги. Это не та граница в современном понимании, это была Кавказская кордонная линия.Она скорее не разъединяла, а соединяла различные народы Кавказа.Шла мирная торговля, которая сближала сближала местное население и казаков. Адыги часто пользовались медицинской помощью русских врачей.
ОтветитьУдалитьТурецкое правительство беспокоило сближение русских с черкесами. Оно пытались сплотить адыгские племена и призывали их выступить против России. Но турки не достигли цели. Большинство горцев были равнодушны к политическим распрям и не собирались воевать с русскими. Хотя отдельные набеги адыгов все же имели место. Генерал Засс как-раз и боролся с горцами-абадзехами (адыгами). Он был жесток к врагу, но тем самым заслужил уважение самих горцев - его боялись.
Об этом говорят многие источники. Я опиралась на труды наших краеведов - Ктиторова, Иванова, Щербины... О границе на реке Кубань написано и в Википедии: "В 1777—1780 была создана Азово-Моздокская укрепленная линия (через Ставрополь-Кавказский), но уже в 1778 г. её правый фланг был перенесён на Кубань." (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7).
Что касается армян, то действительно в результате ассимиляции эта нация приобрела новые черты, присущие культуре кавказских народов. Это язык, обычаи. Они очень долго не могли расстаться с теми обычаями, которые были восприняты ими в от горцев в период длительного совместного проживания в Закубанье. Кубанский историк Ф.А.Щербина привел в своем труде об Армавире случай, когда один из обитателей аула, 60-летний Шерен-оглы, пришел к священнику с просьбой исповедовать его и дать благословение перед опасной дорогой в горы, где старик собирался совершить обряд канлы (кровной мести), покарав убийцу своего сына. Несмотря на все увещевания просителя, священник отказался благословить его на кровомщение. В итоге пастырь отговорил Шерен-оглы от намерения пролить кровь врага.
Анна Борисовна, я рада, что мои исторические статьи интересны. Блог предполагает легкие дневниковые записи, но мы заявляем о себе и как о блоге краеведческом, а тут без исторических страничек не обойтись))). Мы очень рады тому, что Вы нас посетили! Добра вам!!!