Сегодня, 14 апреля, исполняется 270 лет со
дня рождения Дениса
Ивановича Фонвизина – русского писателя, драматурга, переводчика, публициста,
создателя национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль». И наша Армавирочка решила
поделиться со своими читателями интересными фактами о его жизни и творчестве.
Родился писатель в богатой дворянской московской семье. Происхождение
у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний
рыцарский род, представители которого ещё при Иване Грозном обосновались в
России, выйдя из Ливонии. Этот именитый род дал России сразу несколько поколений
служилых дворян. Фамилия Фон-Визен (Фон-Визин, нем. von Wiesen) употреблялась в
XVIII веке либо в два отдельных слова, либо через дефис. В XVIII и первой половине XIX века
фамилия Фонвизин писалась в два слова, хотя уже Пушкин находил написание в одно
слово правильным.
* * *
Выражение
"Волга впадает в Каспийское море" служит ныне символом чего-то
известного, само собой разумеющегося. Денис Иванович Фонвизин поступил в
гимназию Московского университета в самый год его основания, в 1775 году. И на
первых же экзаменах был удостоен медалью за успехи в науках. На склоне лет
писатель не без юмора вспоминал обстоятельства этого награждения. экзаменуемых
было всего трое.
- Куда течет Волга?- спросили одного из них.
- В Черное море, - твердо отвечал он.
О том же спросили другого ученика. Он ответил:
- В Белое...
- В Черное море, - твердо отвечал он.
О том же спросили другого ученика. Он ответил:
- В Белое...
"Сей же самый вопрос сделан был и мне, - пишет в своих мемуарах
Фонвизин. "Не знаю ", - сказал я и с таким видом простодушия, что
экзаменаторы единогласно мне медаль присудили..."
* * *
Литературные занятия Фонвизина, начатые
ещё в университете, оказали ему помощь и в его служебной карьере. Перевод
трагедии Вольтера «Альзира» обратил на себя внимание, и в 1763 году Фонвизин
был назначен состоять при кабинет-министре И.П. Елагине. Любимым писателем Фонвизина был Руссо.
* * *
В 1769 году Фонвизин написал комедию
«Бригадир» – сатиру на молодых людей, побывавших во Франции, и их пренебрежение
ко всему отечественному. Об этой пьесе Н. Новиков сказал, что
"...сочинена она точно в наших нравах". На театральных подмостках
пьеса была поставлена в 1770 году, а допущена к печати только в 1792, уже после
смерти писателя. Сам Фонвизин
несколько раз бывал за границей, в том числе и во Франции, но не был очарован
европейскими странами. «Славны бубны за горами» – такова была его оценка.
* * *
Денис Иванович Фонвизин служил в министерстве иностранных
дел, а литературным трудом занимался из любви к искусству. Самым знаменитым его
произведением является комедия "Недоросль". Успех пьесы уже на первом
представлении был так велик, что публика забросала сцену кошельками с деньгами
(так тогда было принято выражать свое одобрение).
* * *
«Умри, Денис, лучше не
напишешь», – слова, приписываемые Григорию Потёмкину, которые, как считается,
были сказаны им Денису Фонвизину после премьеры его пьесы «Недоросль» 24
сентября 1782 года. Фраза стала крылатой и служит для одобрения чьего-либо
успеха. Первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о
премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии
на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович
Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с
обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или
больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“».
Источник анекдота в статье указан не был, а сама она стала первоисточником для всех последующих авторов. Слова эти множество раз повторялись затем в обширной литературе о Потёмкине и Фонвизине. Существует множество вариантов этой фразы от наиболее пространного до самого краткого: «Умри, Денис…». По мнению многих исследователей, Потёмкин не мог сказать этого, поскольку его на премьере «Недоросля» в Петербурге не было. Он находился в это время на юге России. Кроме того, к Фонвизину он относился не слишком благосклонно, поэтому столь восторженная реакция с его стороны представляется весьма маловероятной.
Источник анекдота в статье указан не был, а сама она стала первоисточником для всех последующих авторов. Слова эти множество раз повторялись затем в обширной литературе о Потёмкине и Фонвизине. Существует множество вариантов этой фразы от наиболее пространного до самого краткого: «Умри, Денис…». По мнению многих исследователей, Потёмкин не мог сказать этого, поскольку его на премьере «Недоросля» в Петербурге не было. Он находился в это время на юге России. Кроме того, к Фонвизину он относился не слишком благосклонно, поэтому столь восторженная реакция с его стороны представляется весьма маловероятной.
* * *
Удивительно, как Фонвизину удалось написать такое революционное и
самое своё известное произведение, как "Недоросль", в обстановке
жесточайшей реакции, которая наступила после Пугачёвского восстания. В марте
1782 года был отстранён от дел Панин за свои оппозиционные взгляды. Фонвизин
тоже подал в отставку, решив посвятить себя целиком только литературному
творчеству. В 1782-1783 годах, следуя заветам наставника Панина, он сочинил
"Рассуждение о непременных государственных законах", которое просто
изобиловало резкими выпадами против самодержавия и которое впоследствии
использовали в своих пропагандистских целях декабристы.
В 1783 году сама несравненная княгиня Е. Р. Дашкова, ведущая
политическую войну с императрицей, привлекла Фонвизина к публикации целого ряда
его произведений в журнале "Собеседник российского слова", который
она сама и редактировала. Именно в нём и публикуются такие блистательные
сатирические сочинения Фонвизина, как:
- "Опыт российского сословника";
- "Повествование мнимого глухого и немого";
- "Челобитная Российской Минерве от российских
писателей".
Екатерина II не смогла ему этого простить. После этого Фонвизину
уже было не позволено печататься, и пятитомное собрание его сочинений, уже
практически готовое к печати, так и не было издано при его жизни, а затем
драгоценная рукопись была утрачена. Его произведения распространялись по рукам
только в рукописных списках.
* * *
Фонвизин упоминается,
без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»: — ...Право,
мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала государыня, устремив
глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько
бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами
показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный
остроумного пера вашего!
— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
* * *
Пушкин ценил высоко весёлость и очень сожалел, что так мало истинных
весёлых сочинений. Он любвеобильно отметил эту особенность дарования Фонвизина,
указал на преемственность драматургии Гоголя и Фонвизина.
Фонвизин упоминается и в романе Александра
Сергеевича «Евгений Онегин»:
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин…
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин…
* * *
Старообрядческое сочинение "Век осьмый" полностью
включает в свой состав текст сатирического произведения Фонвизина
"Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", однако ссылку
на автора не делает.
* * *
В Москве
имеется улица Фонвизина, названная так в честь драматурга.
Как давно это было, когда я в школе учила биографии поэтов, писателей... Да, быстро летит время. Сейчас перечитываю, понимаю, что совсем по-другому воспринимаю знакомые имена, наверное, с позиции прожитых лет... Спасибо за публикацию
ОтветитьУдалитьКак это верно, Анна Борисовна! Не случайно, что мы зачастую в зрелые годы снова и снова обращаемся к классикам! Ведь многих из них начинаешь по-настоящему понимать с определенным жизненным багажом за плечами... Спасибо Вам за комментарий!
Удалить