вторник, 14 апреля 2015 г.

Унеси меня, память, в тревожную даль…

Великая Отечественная война огненной строкой вошла  в жизнь  жителей России, затронула она и судьбы армавирцев. За 70 мирных лет выросло несколько поколений и для них  написаны воспоминания о той войне.
Сегодня Армавирочка публикует щемящие сердце воспоминания армавирской поэтессы Эльвиры Брусаковой о военном детстве, и  рассказанную ею семейную историю-легенду о письме отца-фронтовика…

                                                       

… Вы знаете, как пахнет яблоневый сад осенью? Именно поздней осенью. В саду воздух наполнен ароматом преющих листьев, пожухлой полынью и спелыми-спелыми  яблоками. Их уже собрали, но если разгрести ладонями побагровевшие листья, то обязательно найдёте жёлтое продолговатое яблочко синап и почувствуете его аромат и слабый сладкий вкус. Это – самое яркое воспоминание моего детства. Детства, прошедшего в сложные военные годы…
Моя мама, Акименко Мария Георгиевна, учительствовала в предвоенные годы в адыгейском ауле, что от Лазаревского в двадцати километрах. В Красном Ауле она познакомилась с моим отцом, Котляровым Константином Андреевичем, он вёл уроки химии в аульской школе. Мой отец – выходец  из армавирских цыган, в юном возрасте иногда жил в кочующем таборе. Но школу закончил в Армавире, поступил в педагогический институт г. Краснодара. В июне 1940 года отец был призван  на службу в Советскую армию. Когда я родилась, началась Великая Отечественная война, отца направили на фронт и он так и не увидел меня.


Мы с мамой в военные годы жили в Красном Ауле. Я помню дом с  широкой верандой, окна выходили на дорогу. Дорога проходила по каменистому берегу, извиваясь в предгорьях. Там, я знала, есть море! И я его видела: огромное, дышащее, оно вызывало у меня восторг. Жизнь в ауле была также трудной, как у всех людей во время войны в нашей большой советской стране. На веранде лежали кучки кукурузных початков, из них варили жидкую похлёбку. Собирали орехи фундук, хранили яблоки. Так женщины поддерживали семейные очаги, растя детей, ожидая мужей с полей сражений.
Ушёл на фронт и друг отца, который жил в Красном Ауле и вёл историю в школе. Его звали Гучиж Сумарович Умаров. Уходя на фронт. Он зашёл к нам и сказал: «Мы с Костей вернёмся обязательно, ждите нас с победой». По ночам, когда жизнь в ауле будто бы затихала, раздавались заунывные песни, похожие на стоны, слышался плач женщин, получивших похоронки. Лай собак смешивался с воем шакалов. Мы с мамой долго не могли уснуть, в окно смотрели громадные звёзды. А мама тихо мне рассказывала об отце. Когда отец уходил в армию, он посадил в конце сада, ближе к реке, дубочек и завещал маме растить его. Мы часто приходили на это место. Но чаще всего мы мечтали, как закончится война, отец вернётся домой и мы счастливо заживём. Мама любила отца, его любили и уважали аульчане.
Однажды мама мне пропела песню, которую сочинила сама – ответ на папино письмо. Это стихотворение-песню я запомнила, так же, как навсегда сохранила письмо отца. Вот это письмо: «Мне захотелось спать. Прилёг. Уснул. И вдруг вижу: родную станицу Кубани, усадьбу дедушки и свою дочь Эльвиру. Мне так было приятно. Дочь моя играла с дедом (Модест Фомич): кто кого обгонит. Я в восторге!»

А вот ответ моей мамы…
     ***
Получила письмо,
Нет у счастья конца.
Наша дочка растёт
И лицом вся в отца.

Часто вижу я сны:
Снова рвёшься ты в бой.
А дубочек растёт,
Что посажен тобой.

Лучик солнца опять
Пробивает траву…
Пятый год, милый мой,
Я тоскую и жду.
                     
Мама записала стихотворение, свернула треугольником письмо и отправила по почте на фронт...
Мой сад уже отцвёл, когда я услышала радостные возгласы аульчанок, из школы прибежала необычайно красивая и радостная мама: «Война закончилась, наши войска в Берлине, скоро ты увидишь отца». Аульские женщины стали выходить на дорогу, всматривались вдаль, ожидая путников – оттуда приходили родные с войны. Увидев путников, тихо приближались, как будто боялись вспугнуть видение, потом плакали от радости, обнимались с какой-то настороженностью. По этой же дороге приезжала телега с почтальоном, он привозил не только счастливые, но и тяжёлые вести – похоронки… Тогда, казалось, вновь начиналась война: плач, причитания, лай собак.
Длились дни ожидания. Вернулся с фронта друг отца Гучиж. Как-то утром он зашёл к нам, принёс адыгейские сладости, я до сих пор помню их вкус: это шары, сладкие в сахарной пудре, булочки. Он грустно смотрел на меня, тихо о чём-то говорил с мамой, а мама плакала. «Отец вернётся, ждите, он ранен…»
Мой сад снова зацвёл. Горянки всё выходили на дорогу, ожидая любимых, родных, не веря плохим вестям. Мы подходили к дубочку, я примеряла его к своему  росту, мама любовалась его резными листочками. Однажды мама, стоя у окна, сказала: «Беги на дорогу, вернулся отец…». Я кинулась навстречу. Шли двое, один из них был мой отец. Мама, стала на колени и заплакала. А было это в июле 1946 года…
Прошли годы, серьгой мелькая. Я помню запах детства, радость встречи и написала стихотворение–воспоминание. Оно посвящено всем женщинам, которые жили и ждали своих мужей в суровые военные годы. Война – это очень страшно, мы люди всей планеты, должны объединиться и сказать: «Нет войне!». Это стихотворение я пишу от имени мальчонки, от имени всех детей военных лет. Унеси меня, память…
  
 Унеси меня, память…
Унеси меня, память, в звенящую даль,
Возврати сладкой встречи глухую печаль.
…Меня память умчала в те далёкие дни,
В дни, когда возвращались солдаты с войны.
А отец мой ни разу не видел меня,
Возвращался он с фронта, из пекла огня.
Он в Берлине победный салют услыхал.
Он пять лет со мной встречи взволнованно ждал.
…В этот памятный вечер у окна я стоял,
Слушал диктора речи – о победах вещал.
Моя мать молодая, прислонившись к стене,
С нескрываемым волненьем тихо молвила мне:
- Видишь, там, у дороги, где аула конец,
Там конец всем тревогам – возвратился отец!
По дороге шли двое…видно, долгим  был путь,
Оба встали у речки, чтобы чуть отдохнуть:
Первый в шрамах, безрукий и очень седой,
А второй был высокий офицер молодой.
Распростерши ручонки, к офицеру припал,
Вытирая глазёнки, я его целовал.
Но…почувствовал – кто-то к сердцу прижал:
– Здравствуй, милый сыночек, этой встречи я ждал!
Одинокой рукою он меня обнимал –
Я счастливые сл1зы у отца увидал,
…Унесла меня память в туманную даль,
Но на сердце осталась только счастья печаль.
Снова вспомнились мне те далёкие дни,
Дни, когда возвращались герои с войны.
                                                           Э. Брусакова, Январь 2010
                                                         
   (Материал подготовила методист организационно-методического отдела ЦГБ им. Н.К. Крупской Елена Васильевна Прокопенко)

2 комментария:

  1. Спасибо, Ирина, какой богатый материал для литературных гостиных и внеклассных мероприятий. Мою педагоги уже не успевают "переваривать" мои (с Вашей подачи) идеи. Искренне рада, что заглянула в Ваш блог

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Анна Борисовна! Ну вы нас просто окрыляете! Спасибо! Мы тоже очень рады, что нашли такого преданного, заинтересованного друга, как Вы! и очень рады быть полезными и нужными, ради этого и творим...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!